В ближайшее время перед российскими законодателями вплотную будет поставлен вопрос о регулировании рынка форекс. В настоящий момент в Федеральном собрании находятся два законопроекта, призванных решить этого животрепещущий для индустрии вопрос. При этом в их основу положено два разных подхода, и от того, склонятся ли парламентарии к одному из них, зависит парадигма развития форекс-индуитрии в Российской Федерации.
Первый это Законопроект
№ 249583-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс)» Авторы законопроекта: Депутаты Государственной Думы А.М.Бабаков, В.Б.Шестаков, А.Ю.Мурга, А.Г.Аксаков
Принят в первом чтении 11.06.2013, Включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 20.09.2013.
Работа над законопроектом шла более года, в ней активное участие приняли эксперты Центра регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН).
Среди ключевых моментов этого законопроекта можно выделить следующие:
- Определение понятия форекс-дилера (юридическе лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и являющимися членами единого общероссийского объединения форекс-дилеров, созданного в соответствии с настоящим Федеральным законом).
- Определение таких понятий как «внебиржевой рынок форекс», «сделка на внебиржевом рынке форекс», «котировка валютной пары» и т.д.
- Внесение в Закон О рынке ценных бумаг отдельной статьи (статья 48), определяющий статус и принципы функционирования единой Саморугулируемой организации форекс-дилеров, требования к ее членным (членство в единой СРО является обязательным),
- Определены некоторые вопрос налогообложения форекс-дилеров.
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию. В частности комитет Думы по вопросам собственности высказался против создания единой СРО: «В первую очередь это связано с тем, что эффективное функционирование регулятивных механизмов возможно только в случае, если саморегулируемую организацию можно лишить статуса (при этом правоспособности лишатся все члены), что практически невыполнимо в случае единственности этой структуры. Наличие единственной организации тем более нереально, поскольку по оценке ФСФР России, в работу на данном сегменте финансового рынка к настоящему времени вовлечено более одного миллиона человек. В соответствии с базовой концепцией саморегулирования количество саморегулируемых организаций в конкретном сегменте любого рынка должно коррелировать с общим числом занятых для обеспечения возможности участия членов в управлении организацией и осуществления эффективного контроля за деятельностью ее членов» и рекомендовал отклонить данный законопроект.
Законопроект был принят в первом чтении 11 июня 2013 года, а его рассмотрение во втором чтении с учетом поправок профильных комитетов запланировано на октябрь.
Не прошло и месяца с момента голосования в Думе по законопроекту № 249583-6, как группа сенаторов зарегистрировала законопроект, непосредственным образом касающийся регулирования рынка форекс в России.
Он был зарегистрирован под №
311101-6 как проект закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации». Авторы законопроекта Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Б.Жамбалнимбуев, Н.А.Журавлев, С.П.Иванов, О.А.Казаковцев, В.А.Новиков, В.А.Петров, М.Х.Суюнчев, В.Ф.Чуб, Н.В.Петрушкин. Дата регистрации 8 июля 2013 года.
В отличие от авторов первого законопроекта, сенаторы исходили из нескольких других принципов.
В пояснительной записке отмечается, что Проект федерального закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации» (далее – законопроект) построен как самостоятельный и комплексный законодательный акт, направленный на единый подход к регулированию нескольких сегментов внебиржевого рынка. В частности в сферу его деятельности попадают такие профильные операторы как:
- кредитные брокеры;
- форекс операторы;
- страховые операторы;
= финансовые советники,
Понятие форекс-оператора определяется в законопроекте следующим образом:
форекс оператор – юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность между клиентом и поставщиком ликвидности в процессе обеспечения доступа клиента к совершению операций по маржинальной торговле деривативами;
В соответствии с проектом закона профильный оператор обязан быть «быть членом одной из саморегулируемых организаций профильных операторов, созданной по профилям соответствующих видов деятельности в рамках настоящего Федерального закона»; При этом нет упоминаний того, что для каждой профильной деятельности (например для форекс-операторов) создается единая саморигулируемая организация.
Другое отличие от законопроекта, рассмотренного Думой, введение жестких временных рамок: «С 1 июля 2014 года организации, не вступившие в саморегулируемые организации профильных операторов, не вправе осуществлять деятельность, подпадающую под регулирование настоящего Федерального закона». Кроме того до 1 января 2015 года весь персонал форекс-операторов должен пройти квалификационные экзамены.
Среди сторонников этого законопроекта отметился
управляющий директор Saxo Bank Игорь Домброван, сравнивший использованный в нем подход с тем, на котором основана европейская Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive (MiFID):
«Если ранее законодатели говорили о регулировании только рынка форекс (узость подобного подхода не отражает реальных потребностей рынка, прежде всего с точки зрения защищенности клиентов), то недавно на обсуждение был внесен новый комплексный законопроект «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации». По сути, это некий аналог европейской Директивы о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive — MiFID), в рамках которой обеспечивается регулирование общеевропейского рынка брокерских услуг и защита прав трейдеров и инвесторов. С учетом огромного множества финансовых инструментов универсальный закон для всех деривативов, а не только для форекс — наиболее оптимальное решение как для регулятора, так и для участников рынка и их клиентов».