Автор Тема: Худшее кризиса – впереди  (Прочитано 3583 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
Финансовый кризис далек от окончания, более того – худшее еще впереди, убежден бывший экономист МВФ Кеннет Рогофф. Будут еще банкротства банков, в том числе одного из крупнейших инвестиционных институтов.

В ближайшие месяцы мировую финансовую систему ожидают крупные потрясения, уверен экс-экономист Международного валютного фонда Кеннет Рогофф, занимавший этот пост с 2001-го по 2004 год и преподающий в настоящее время экономику в Гарвардском университете. Глобальный кризис далек от завершения и основные трудности в американской экономике еще не преодолены, полагает экономист. «В настоящий момент финансовый кризис, вероятно, достиг середины. Я бы даже сказал больше – худшее еще впереди. Мы увидим крах не только банков среднего размера в ближайшие несколько месяцев, мы увидим крах большого, одного из крупнейших инвестиционных банков», – заявил Рогофф он на финансовой конференции в Сингапуре.

По мнению эксперта, признаком завершения кризиса станет активная консолидация финансовых институтов. «Инвестбанки наделали глупостей, потеряли очень много денег на низкокачественной ипотеке subprime и теперь выглядят отличным приобретением, инвестфонды приходят, скупают их и зарабатывают на этом большие деньги», – сказал он.

»Финансовая система слишком разрослась и теперь должна уменьшиться в размерах», – объяснил Рогофф.

Особой критике экономиста подверглись действия американского регулятора – Федеральной резервной системы (ФРС), которая стремительно понижала учетную ставку. В общей сложности с января текущего года ФРС опускала ставку межбанковского кредита 4 раза с 5,25% до 2%.

»Понижение ставки приведет к серьезному ускорению инфляции в США в ближайшие несколько лет», – полагает Рогофф.

Впрочем, российские эксперты эти обвинения не разделяют. «Действия монетарных властей выглядят совершенно оправданными, так как направлены на сохранение того, что еще можно спасти в экономике, за счет того, что спасти нельзя, – возражает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. – При аномально дорогом сырье и после длительного роста высокая инфляция является неизбежной, и бороться с ней в ущерб сохранению роста едва ли целесообразно».

Тем не менее пока все усилия, предпринимаемые американскими властями, не имеют большого успеха, признают эксперты, а потому прогноз Рогоффа имеет неплохие шансы подтвердиться в ближайшие месяцы. «Дальнейшее сокращение мирового финансового сектора, в течение последних десятилетий остававшегося одним из «локомотивов» американской и мировой экономики, представляется возможным на фоне сохранения сравнительно высоких инфляционных ожиданий инвесторов», – отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

Пока все проблемы связываются со списаниями проблемных активов из сектора subprime, масштаб которых оценивается в $1 трлн. Однако существует не менее проблемный класс банковских продуктов, которого кризис пока не коснулся, – так называемые кредиты с меняющейся ставкой (ARM или adjustable-rate mortgage), отмечает Логвин. «У подобных кредитов в первые несколько лет процентная ставка относительно невелика, что компенсируется ее ростом в последующие годы. Их можно было брать только в условиях бума на рынке жилья, то есть тогда, когда позднейшие более высокие выплаты представляются обоснованными на фоне растущей стоимости самого жилья, – рассказывает экономист. Сейчас же вполне возможно, что значительная группа заемщиков откажется выплачивать более высокие проценты за значительно подешевевшее жилье, а в ближайшие два года ожидается резкий прирост – почти в два раза – количества заемщиков, начинающих выплаты по более высоким ставкам».

До сих пор возможное развитие новой волны кризиса, вызванной валом дефолтов по кредитам ARM, не обсуждалось серьезно инвестиционным сообществом, хотя цена вопроса очень велика – совокупный объем заимствований, по подсчетам аналитиков, составляет около $0,5 трлн, и значительная их часть может быть списана. «Крушение какого-либо банка в таких условиях выглядит вполне вероятным», – предостерегает Логвин.

«Крупнейшие мировые инвестиционные банки уже произвели многомиллиардные списания, что привело к гигантским убыткам. При этом многие участники рынка, в том числе и сами инвестбанкиры, признают, что это еще не конец», – напоминает начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского банка развития Юрий Амвросиев.

В частности, дополнительные списания прочат четвертому по капитализации американскому инвестбанку Lehman Brothers. По расчетам аналитиков J. P. Morgan, инвестбанк в третьем квартале спишет активов на $4 млрд и получит убыток в размере $1,8 млрд в дополнение к $2,8 млрд, которые банк имел во втором квартале. Банк уже потерял 77% своей стоимости и, как пророчат эксперты J. P. Morgan, может стать следующей жертвой кризиса после Bear Stearns, который в результате был продан по бросовой цене тому же самому J. P. Morgan. Среди возможных кандидатов в банкроты, по мнению опрошенных аналитиков, также значатся инвестбанки Golman Sachs и Citi. Чтобы нивелировать прошлые и будущие убытки, некоторые крупные мировые банки, несколько лет назад сделавшие ставку на инвестиционный бизнес и «задвинувшие» на второй план другие банковские услуги, сейчас пытаются вернуться к истокам, говорит Амвросиев.

Но во многом, убежден эксперт, перспективы американской финансовой системы зависят от желания и, главное, долгосрочной возможности американских госорганов спасать разоряющиеся финансовые структуры.

Газета.Ru