Дмитрий Балковский. Родился 24 сентября 1974 года в Москве. Генеральный директор Независимого бюро ипотечного кредитования (НБИК). Окончил Эмерсон-колледж в Бостоне в 1997 году. MBA в сфере экономики в университете Отаго (Новая Зеландия). В 1997-2006 годах работал в рекламно бизнесе и на производстве. С 2006 года - шеф НБИК.
- В своем время Катон каждую речь завершал неизменным «Карфаген должен быть разрушен». Ты последние года два столь же упрямо утверждал: ценен лишь металл, все остальное на финансовом рынке - игра. Вплоть до того, что мир вернется к металлическому обеспечению денег. В этом году уже может случиться подтверждение этой идеи?- Я думаю, уже случается. Это неизбежно, если не в этом году, то в ближайшем будущем.
- Это же даже уже не финансы, а политика ...- Конечно, это политическое решение. И решения будут приняты. Администрацией Обамы, например. Такое решения уже было принято президентом Рузвельтом в 1933 году, когда доллар был девальвирован более, чем на 70%. Цена золота была повышена с 20 до 35,44 долларов за унцию, если не ошибаюсь. Проще говоря, американское правительство монетизировало долг. В то время у цивилизованного мира не было столько долгов, а сейчас все развитые страны задыхаются под этим бременем. Для сохранения репутации, платежеспособности, кредитоспособности и просто порядка на улицах мы будем вынуждены вернуться к золоту.
- А технически это реально? Если упрощать, была некая система бумажных денег, впервые созданная Лоу в 1718 году и уже тогда ушедшая «в отрыв» от металлического обеспечения. За почти три века этот «отрыв» стал принципиален. Реален ли возврат?- А почему нет, собственно говоря? Другое дело, что это не всем нравится. Золото - враг государства. Потому что оно очень строгий судья. Как только государство начинает тратить больше, чем может себе позволить, - а позволить в реальности оно себе может очень немного, - то соотношение курса валют и золота сразу же показывает нам это. В прошлом году наступил такой момент, когда по старому жить стало невозможно, необходимо что-то менять. Если произойдут какие-то серьезные пертурбации с суверенным долгом западных стран, то будет катастрофа вроде падения Римской империи. Только случиться все за месяцы, а не столетия. И тогда сама жизнь заставит вернуться к металлическому стандарту.
- Ты не исключаешь странового дефолта?- Совершенно не исключаю. Не исключают и многие уважаемые люди, которые прогнозировали сегодняшний кризис много лет назад. Например, в интернет-магазине Amazon продается книжка под названием «Доллар: предварительный некролог», год издания 1981. Об этом же говорит конгрессмен Пол и очень многие другие.
Британия стоит на грани дефолта. Ее долг считается более рискованным, чем долг Макдональдса. Ирландия уже в тупике. Ирландский премьер выступал не так давно перед профсоюзами и говорил, что, если они не умерят свои аппетиты, то надо будет в МВФ обращаться за помощью. Испания, Италия, Греция, Португалия, Бельгия находятся совсем недалеко.
- Обращение в МВФ - шаг к дефолту?- Как известно, страны, обращающиеся за поддержкой МВФ, обязаны принимать те меры, которые им предпишет МВФ. Возникает вопрос: кто выкупит МВФ?
Высока вероятность, что начнется с британцев. Там катастрофическая ситуация, потому что активы тех банков, за которые дает гарантии британское правительство, превосходят ВВП Британии больше, чем в два раза. А ведь у правительства есть другие обязательства, например, социальные. Кое-что спасают национализацией, но госсектор в экономике Великобритании уже составляет 33-36%. А ведь Британия последний раз дефолтировалась в 1339 году, когда король Эдуард отказался платить флорентийским банкирам... Это будет конец в полном смысле слова.
Что касается американского долга, то тут тоже ситуация выглядит мрачно. Председатель даллаского отделения ФРС в прошлом году подсчитал дисконтированную сумму всех обязательств американского правительства по социальному и медицинскому страхованию, оказалось, что они равняются 99 трлн. долларов. Это все долг, которые никто не собирается отдавать. Суверенные облигации - последний пузырь.
На самом деле во многом проблема финансового кризиса - чисто демографическая. Потому что на пенсию выходят десятки миллионов человек, родившихся после второй мировой войны, и у государств перед ними огромные обязательства. В Японии, в Британии, Америке. Женщины не рожают детей уже длительное время, поэтому просто некому платить налоги. Тех, кто платит, все меньше, тех, кто получает, - все больше...
- Даже если согласиться с возможностью радикального возврата к металлам это станет катастрофой в социальном плане. Вся система социальных обязательств государств, сложившаяся за последние полвека, полетит кубарем.- Конечно. За безобразия последних пятидесяти или даже ста лет, по-честному говоря, придется платить. А что делать? Другого выхода нет. Не по средствам современные люди живут. В этом плане даже хорошо, что наша Россия - бедная. Здесь просто нет ни у кого возможности расходовать деньги, как это делается у наших цивилизованных коллег. Ухоженные европейские пенсионеры, рассматривающие фрески в московском метро, живут на деньги своих внуков.
- Ну да, ментальность российского общества такова, что в основном все-таки жили по средствам. Только недавно начали первые шаги делать в сторону «жизни взаймы»...- Да и то, в общем-то в меру пока. Как говорили средневековые мудрецы, «главная добродетель - это умеренность». Кредит - это может быть хорошо, только должна быть какая-то грань. Поэтому дефолт - это, в общем-то, хедж против катастрофы.
- Ты как-то сказал, что предвидишь чуть ли не возврат к золотым монетам...- Не совсем так. Нет необходимости в буквальном возврате к золотым монетам. Могут быть любого вида бумаги, на которых написано: «обеспечено золотом». Электронные гарантии, бумажные. Если кто-то захочет поменять эти бумаги на золотые монеты - почему нет?
Источник Bankir.ru