Автор Тема: Почему нефть перестала подчиняться экономическим законам?  (Прочитано 4967 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Согласно основным экономическим законам рост цен на нефть приводит к падению потребления горючего и увеличению поставок нефти и ее добычи. Но хотя сегодня цены на нефть подобрались к планке в 120 долларов за баррель, не происходит ни то, ни другое. Спрос не спадает, а производство не растет, и цены растут еще быстрее. В США, например, галлон (3,8 литра) бензина стоит уже 4 доллара и, возможно, уже в ближайшие годы будет стоить 7 долларов.

В чем причина "непослушания" нефти? Основная причина состоит в том, что нефтедобывающие страны, не состоящие в ОПЕК (Россия, Мексика, Норвегия), подают признаки застоя. В отличие от картеля, цель которого регулирование поставок нефти для поддержания высоких цен на нее, эти страны - "фритрейдеры" на нефтяном рынке. Они пытаются продать как можно больше баррелей, используя конъюнктуру высоких цен. Но дело в том, что резкий рост стоимости добычи нефти и нежелание принимать иностранные инвестиции приводят к стагнации их потенциала. Эти страны "застряли" на 50 млн баррелей нефти в день, что составляет 60% ее мирового дневного потребления, и никак не могут сдвинуться с этой отметки.

Фати Бирол, главный экономист Международного энергетического агентства, констатирует: "Согласно нормальной экономической теории, согласно истории нефти, растущие цены на нее имеют два эффекта - они сокращают спрос и стимулируют добычу. Но сейчас все не так". Закупорка мировых запасов нефти и геополитические завихрения рэкетируют цены на нефть.

За последние три десятилетия добыча нефти росла в основном за счет стран, не входящих в ОПЕК (новые месторождения на Аляске, в Северном и Каспийском морях). Но последнее время эти страны забуксовали. А ведь потребление все растет. Согласно новым подсчетам Международного энергетического агентства, мировое потребление нефти только в этом году вырастет на 1,2 млн баррелей в день и составит 87,2 млн баррелей в день.

В США и других развитых странах Запада высокие цены на горючее заставили владельцев автомобилей притормозить его потребление. Но, к сожалению, эта тенденция более чем перекрывается ростом энергетических потребностей в развивающихся странах. В течение двух последующих десятилетий эти потребности вырастут на 35%, и развивающиеся страны обгонят развитые по потреблению нефти.

Некоторые нефтедобывающие регионы попросту истощаются. Производство нефти в Норвегии сократилось на 25% по сравнению с пиком добычи в 2001 году. В Англии добыча нефти сократилась на 43% в течение восьми лет. На Аляске добыча нефти упала на 63% по сравнению со своим пиком 20 лет назад. Но это, так сказать, "подземные" проблемы, а есть еще и "надземные". Дело, скорее, даже не в том, что в мире не хватает нефти, а в том, что не хватает средств для ее добычи.

Пример тому Мексика, второй по объему экспортер нефти в США. В данный момент Мексика пытается компенсировать спад добычи нефти, произошедший после коллапса ее главного нефтедобывающего региона Кантарелл. К этому добавляется рост местного потребления энергии. Совместно две эти тенденции могут вообще лет эдак через пять положить конец нефтяному экспорту Мексики. Другой пример - Россия. Нам не грозит нехватка нефтяных ресурсов, но дни почти фантастического роста добычи нефти после распада СССР остались позади. Сегодня добыча нефти стабилизируется примерно на уровне 10 млн баррелей в день. Запад тревожит то обстоятельство, что Россия "выталкивает" иностранные компании, а вместе с ними и западные капиталовложения из своего нефтяного сектора. А это в свою очередь ставит под удар рост российского нефтяного экспорта на Запад.

Спад добычи нефти в странах - "вольных стрелках" - заставляет ОПЕК "закрыть амбразуру". На сегодня на страны ОПЕК приходится 40% мирового экспорта нефти и 75% ее мировых запасов. Но и картелю, есть опасения, будет непросто увеличить добычу. Экспортер нефти номер 1 - Саудовская Аравия - завершает реконструкцию своей промышленности, которая обошлась ей в 50 млрд долларов, и должна довести добычу нефти до 12,5 млн баррелей в день. Но Эр-Рияд дает ясно понять, что это предел. 15 млн баррелей, на которые так рассчитывал Запад, Саудовская Аравия добывать не будет никогда.

В общей сложности 13 стран - членов ОПЕК потратили 150 млн долларов для того, чтобы увеличить добычу нефти к 2012 году на 5 млн баррелей в сутки. Цифры, казалось бы, впечатляют, но все познается в сравнении. Сегодня страны ОПЕК качают в день 36 млн баррелей, но, чтобы удовлетворить мировые потребности, они должны добывать к 2030 году почти в два раза больше. Достичь такого уровня невозможно без активного участия Ирана и Ирака, подорванных почти тридцатилетием войны и санкций ООН.

Но есть и обнадеживающие новости. Исследование, проведенное недавно Национальным советом США по горючему, показало, что в мире есть еще много неразработанных нефтяных ресурсов. Например, Бразилия. В конце концов есть и альтернативное горючее - биотопливо. Правда, чтобы компенсировать падающую добычу нефти, нынешних инвестиций в "альтернативу" пока недостаточно.

izvestia.ru

Оффлайн ghost

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 107
  • +6/-3
    • Просмотр профиля
Нефть: глобальный кризис
« Ответ #1 : 28.05.2008 10:43 »
Война в Ираке привела к тому, что цена нефти оказалась завышена втрое, говорит один из ведущих экспертов. Как изменится наша жизнь, когда цена достигнет 200 долларов за баррель?

По словам одного из ведущих экспертов, англо-американское вторжение в Ирак утроило цены на нефть и обошлось миру в целых 6 триллионов долларов, если брать только повышение цен на энергоносители.

Исследователь нефтяного рынка доктор Мамду Саламех (Mamdouh Salameh), сотрудничающий со Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), заявил в воскресенье Independent, что, если бы не иракская война, то цена нефти была бы сегодня не выше 40 долларов за баррель, что почти в три раза ниже рекордного уровня в 135 долларов за баррель, достигнутого на прошлой неделе.

 Он выступал после того, как по итогам 13 дней постоянного роста цены на нефть установили новый рекорд. В настоящее время они в шесть раз выше, чем в 2002 г. - а даже во время 'нефтяного шока' 1973-74 гг., которым завершился длительный послевоенный бум, повышение было всего четырехкратным.

По прогнозу Goldman Sachs, сделанному на прошлой неделе, в течение следующего года цены на нефть могут подняться до беспрецедентного уровня в 200 долларов за баррель, а мир свыкается с мыслью о том, что эпоха дешевой нефти прошла, и это окажет большое влияние на его будущее.

Доктор Саламех, директор британской Службы консалтинга по вопросам нефтяного рынка (Oil Market Consultancy Service) и авторитетный специалист по нефти Ирака, говорит, что это единственная из крупнейших нефтедобывающих стран, обладающая достаточными запасами для значительного увеличения уровня добычи.

По его словам, в еще восьми странах - США, Канаде, Иране, Индонезии, России, Британии, Норвегии и Мексике - уровень добычи достиг пиковой отметки, в то время, как две остальные - Китай и Саудовская Аравия - приближаются к точке спада. До начала войны режим Саддама Хусейна качал около 3,5 миллионов баррелей в день, но теперь уровень добычи сократился до 2 миллионов баррелей.

В апреле д-р Саламех сообщил межпартийной парламентской группе по изучению предельных возможностей нефтедобычи, что за три года до войны Ирак предлагал Соединенным Штатам сделку, которая позволила бы открыть 10 новых гигантских нефтяных месторождений на 'щедрых' условиях в обмен на снятие санкций. 'Это почти наверняка предотвратило бы резкое повышение цен на нефть, - говорит он. - Но у США была другая идея. Они планировали оккупировать Ирак и забрать себе его нефть'.

Говорит Крис Скребовски (Chris Skrebowski), редактор Petroleum Review: 'На мировом нефтяном рынке есть много 'если'. Это одно из самых больших, но есть и другие. Если бы в Ираке была гражданская война, то нефти добывалось бы еще меньше'.

Дэвид Страхан: Что будет потом? Мнение эксперта

Оставаясь на уровне 86 миллионов баррелей в день, глобальная добыча нефти, по сути, стагнирует с 2005 года, несмотря на высокий спрос. Это говорит о том, что уровень добычи уже достиг предельных возможностей.

Возможно, рецессия на Западе не замедлит рост цен. Нарастает спрос со стороны таких стран, как Китай, Россия и государства-члены ОПЕК, где потребители защищены от роста цен мощными субсидиями. Возможных сценариев несколько:

Падение цен на нефть.

Субсидии на топливо могут быть неожиданно отменены, что нанесет удар по спросу. Издержки уже вынудили Малайзию, Индонезию и Тайвань сократить эти субсидии, но у Китая денег достаточно. У стран ОПЕК нет причин отменять субсидии; по мере роста цен они богатеют. Перспектива: очень маловероятна.

В Ираке устанавливается мир, после долгих споров принимается закон о нефти, и международные компании начинают разрабатывать крупнейшие в мире нетронутые месторождения. Перспектива: практически невероятна.

Цены на нефть стабилизируются или останавливаются на приемлемом уровне

Глубокая рецессия на Западе могла бы сократить потребление достаточно сильно для того, чтобы сбалансировать рост в развивающихся странах и странах ОПЕК или даже охватить и их, смягчая рост цен. Перспектива: маловероятна в краткосрочном плане.

Цены на нефть резко повышаются

Добыча нефти в России снижается; Саудовская Аравия отложила на полку планы расширения производственных мощностей, а советники правительства Нигерии прогнозируют, что к 2015 г. уровень добычи упадет на 30 процентов. Подобных новостей все больше, ждите нефть по 200 долларов за баррель. Перспектива: вероятна.

Крупные производители будет направлять все большую долю добываемой нефти на внутренний рынок. Ожидается, что экспорт из стран ОПЕК, России и Мексики сократится, что приведет к росту цены на нефть до 200 долларов за баррель. Перспектива: очень вероятна.

Дэвид Страхан - автор книги 'Последний нефтяной шок' ('The Last Oil Shock')

Пик нефтедобычи

После полуторавекового роста эпоха нефти начинает приближаться к концу. 'Пик нефтедобычи' - распространенный термин, описывающий прекращение увеличения добычи и начало снижения. В этот момент прежде постоянно расширявшиеся и дешевые поставки ресурса, от которого зависят все современные экономики, начинают сокращаться и дорожать, что может повлечь за собой разрушительные последствия.

Пессимисты считают, что пик нефтедобычи уже пройден. Оптимисты говорят, что до него остается около 20 лет - и это дало бы нам некоторое время на подготовку - но сегодня они избегают громогласных заявлений. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство, бывшее прежде в числе оптимистов, заявило, что оно, возможно, переоценило будущий объем добычи. Крис Скребовски, редактор 'Petroleum Review', сам некогда бывший оптимистом, считает, что мир сегодня находится 'на подступах' к пику нефтедобычи. В ближайшие несколько лет цены могут несколько замедлить свой рост, но тогда настанет реальный крах. Какой будет цена? 'Загадайте число!'

Путешествия

Нефть обеспечивает 95 процентов энергии, используемой на транспорте, поэтому здесь удар будет тяжелым и скорым. Люди, скорее всего, продолжат использовать свои машины, но первыми, как ожидается, пострадают авиакомпании. В четверг глава British Airways Вилли Уолш (Willie Walsh) объявил о конце эпохи дешевых перелетов, а это, возможно, означает, что те борцы с глобальным потеплением, которые сделали их своей главной мишенью, надрывались не зря.

В этом году не менее трех авиаперевозчиков потерпели убытки. На прошлой неделе авиакомпания American Airlines заявила, что она сокращает число маршрутов, временно увольняет сотрудников и облагает своих американских пассажиров пошлиной в 15 долларов за регистрацию багажа, поскольку расходы на топливо увеличились на 3 млрд. долларов. Даже глава Ryanair Майкл О'Лири говорит, что цены на нефть 'действительно кусаются'. В четверг аналитики Credit Suisse заявили, что акции его компании пойдут резко вниз, если цена на нефть повысится еще немного, до 140 долларов за баррель.

Автомобили

Говорят, что самые большие в мире залежи нефти лежат под Детройтом. Пробег американских машин составляет в среднем 25 миль на галлон. Заметное повышение экономичности сделало бы больше для облегчения нефтяного кризиса, чем любое из вероятных новых открытий. Но новые показатели, одобренные недавно Конгрессом, улучшат среднее значение лишь до 35 м/г - Китаем этот уровень уже достигнут. В Европе дела обстоят лучше, хотя и недостаточно хорошо - 44 м/г.

Рост цен на нефть уже начинает стимулировать перемены. Продажи полноприводных машин резко падают и в США и в Великобритании, а автомобилей с гибридным приводом - которые дают 60 м/г - взмывают вверх. По мере роста цен производители возвращаются к давно заготовленным планам создания более экономичных машин. Гибриды 'с подзарядкой', которые заряжаются за ночь, экономят еще 45 процентов потребления нефти. Следующая цель - 'гиперкар', сделанный из прочного, легкого пластика, который может пересечь все США на одном баке горючего.

Дома

Правительство объявило, что к 2016 г. все новые дома, строящиеся в Великобритании, должны будут не использовать органические виды топлива и, тем самым, не выбрасывать в воздух углекислый газ. Строительные компании усиленно стремятся к достижению этой цели. В настоящее время этот стандарт может быть достигнут только с большими издержками, но в отрасли уверены, что с приходом массового производства издержки будут сокращены. Еще важнее адаптировать имеющиеся дома.

Ключевым шагом является суперизоляция домов, чтобы максимально повысить энергосбережение - и лишь после этого переходить к возобновляемым источникам энергии. Фаворитами здесь являются солнечные водонагреватели, тепловые насосы, использующие теплоту грунта, и бойлеры, работающие на топливных гранулах. Ветряки на крышах домов пока еще работают недостаточно хорошо. Фотоэлектрические панели, производящие электричество из солнечного света, дороги, но их цена должна снизиться. Британия отстает от других стран. Резкий рост цен на энергоносители должен всех встряхнуть.

Потребление

По сути, практически все в той или иной мере сделано из нефти, и поэтому должно подорожать. В США для производства одной калории продовольствия сжигается около 10 калорий нефти, а на то, чтобы вырастить одну корову и вывести ее на рынок, нужно столько же энергии, как на поездку на машине из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. На производство одного грамма микрочипов нужно около 630 грамм топлива.

Когда все узнают о 'пищевых милях' (расстоянии от мест производства продуктов до мест потребления) и садоводах, которые сегодня воплощают в жизнь лозунг 'Копай ради победы', в мейнстрим войдет культ местных, сезонных продуктов. Это плохая новость для зарубежных сельскохозяйственных производителей, которые поставляют нам 95 процентов наших фруктов и половину овощей. Поездки в загородный супермаркет будут казаться чем-то экстравагантным. Начнется возрождение уличных лавочек и рост популярности продовольственных интернет-магазинов, и вскоре мы будем есть собственноручно выращенные помидоры.

Третий мир

По бедным странам и их жителям будет нанесен разрушительный двойной удар - рост цен на топливо и продовольствие. В прошлом году, когда нефть стоила в два раза меньше, бедные страны от Непала до Никарагуа испытали дефицит продовольственных товаров. Резкую нехватку электроэнергии испытывает не менее 25 из 44 стран южнее Сахары.

Поскольку нефть используется в сельском хозяйстве, рост ее стоимости также подстегнет цены продовольствия, в результате чего все больше людей будет страдать от голода. Хуже того, из-за дорогого бензина повысится спрос на биотопливо, производимое из кукурузы и других сельскохозяйственных культур, и беднейшие люди планеты вступят в конкуренцию за зерно с богатыми автомобилистами, в которой они не могут победить. Того количества зерна, которое нужно, чтобы только один раз заправить бак полноприводного автомобиля, хватило бы для того, чтобы кормить одного человека в течение года.

Развивающиеся экономики

Китай и Индия и другие развивающиеся экономики будут способствовать росту спроса на нефть и вести борьбу за сокращающиеся ресурсы. Это уже способствовало росту цен: на самом деле, за последние два года спрос со стороны западных стран сократился, но его с лихвой восполнили развивающиеся экономики. И у них есть деньги на это.

Пока китайские и индийские потребители защищены от последствий роста цен мощными правительственными субсидиями, а их промышленные революции и быстрый рост в значительной степени питаются нефтью. Мало что говорит о том, что повышение спроса замедлится. Кроме того, эти страны, скорее всего, продолжат освященную временем западную традицию заключать сделки со странами-экспортерами нефти и поддерживать неприятные режимы, чтобы гарантировать поставки.

Конфликт

На прошлой неделе подвергающийся нападкам критиков Гордон Браун, который, по словам его политтехнологов, 'уделяет огромное внимание нефти', начал искать виноватого. 'Возмутительно, - заявил он, - что 40 процентов нефти контролируется странами ОПЕК, и что их решения могут ограничить поставки нефти всему остальному миру.

Кто-то должен сказать Брауну, что ему следует винить геологию - или Бога - и что по достижении пика добычи страны ОПЕК просто не смогут качать больше. Но он не одинок; четыре американских сенатора предупредили Саудовскую Аравию, что, если она не повысит объем добычи, то Соединенные Штаты могут перестать оказывать ее военную поддержку.

По мере сокращения поставок подобные заявления будут звучать все чаще. Три года назад авторы доклада для вооруженных сил США прогнозировали, что уровень нефтедобычи скоро достигнет пика, а число угроз безопасности возрастет. Ожидайте войн за нефть. Но, разумеется, у нас уже была одна - в Ираке.

"The Independent"

Оффлайн gugol

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 262
  • +7/-4
  • Донецк forever!
    • Просмотр профиля
Нефтяное пресыщение
« Ответ #2 : 03.06.2008 09:43 »
Нефтяной рынок даже не лихорадит, он находится в состоянии, которое у боксеров называется «грогги». 130–150–200 долларов за баррель, кто больше? Эксперты и аналитики теряются в догадках, предсказывая то обвальное падение нефтяных котировок, то их оглушительный взлет. Между тем за последний год, когда цены поднялись более чем в два раза, не было никаких глобальных катастроф, не открылись суперзаводы по производству крайне важного всему миру продукта. Да и китайцы, на которых валят все нефтяные грехи, с 2004 по 2007 год стал потреблять в сутки на 0,6 млн. баррелей меньше. Общемировой же рост спроса снизился с 3,6 млн. до 0,7 млн. баррелей в сутки.

Существует устойчивое мнение, что нынешняя ситуация – финальная стадия нефтяного пузыря, когда ценообразование утрачивает всякую связь с фундаментальными экономическими факторами. Но не все так просто. Экономический цикл «бум-спад» в сегодняшней ситуации верен лишь отчасти. Возможно, все дело в активно действующей новой разновидности нефтяного рынка – спот-рынке (англ. spot-market – «рынок наличного товара»).

Сделки на нем осуществляются в течение нескольких дней со дня заключения, а товаром выступает, естественно, нефть, остро необходимая кому-либо из потребителей. Причины могут быть самые разные – стихийное бедствие, слишком холодная зима или недостаточные объемы двусторонних поставок. Необходимое сырье докупается тогда на спот-рынке, от котировок которого весь мир и сходит с ума. Спотами именуют и суда, которые должны быть готовы к отправке немедленно. Сегодня Персидский залив забит загруженными нефтяными супертанкерами, на которые не могут найти покупателя. Это неудивительно: из 23 фьючерсов на поставку нефти исполняется сейчас в среднем один.

Нефтяной спот-рынок начал функционировать года два назад, когда стало понятно, что сырье будет дорожать и лучше заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам. Это совпало с активностью мировых лидеров. С января 2007 года президент США Буш дважды побывал в Саудовской Аравии. Тамошний король съездил в Пекин, а наследный принц – в Японию. Лидер КНР совершил турне по Ближнему Востоку, а индийский премьер побывал и в Саудовской Аравии, и в Иране. Многочисленные европейские и азиатские турне президента РФ также не были большим секретом. И одной из главных целей всех этих визитов было заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоносителей по твердым ценам.

Однако нефтяные производственные мощности не безграничны. Страны и компании, не успевшие заключить долгосрочные договоры, вынуждены выходить на спот-рынок, где им предлагают «черное золото» уже по действительно золотой биржевой цене. А доля этого рынка в мировой экономике доходит сейчас уже до 20%. Естественно, возникает вопрос: кто на нем заказывает музыку? Сбрасывать со счетов приснопамятных «семерых сестер» (крупнейшие нефтяные компании мира – Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum), конечно, не стоит, но все же не они правят сегодня бал. Во главе рынка совсем другая элита – те, кто пришел на него на волне нового курса цен, когда на кону оказались сотни миллиардов долларов. Это США, Китай, Япония, Индия, Саудовская Аравия и лишь отчасти Россия. РФ стоит в конце этого списка из-за того, что мобильность российских поставок ограничена – отгрузка танкерами из нашей страны составляет приблизительно 18% от всей экспортируемой нефти, а она ведь может потребоваться в любой точке земного шара весьма срочно.

К настоящему моменту процесс заключения долгосрочных договоров практически завершен, и одним из свидетельств этого является тот факт, что, несмотря на постоянный рост нефтяных котировок, инфляция в большинстве развитых стран не превышает 3–4% годовых. В свою очередь, это означает, что и нефтяной спот-рынок близок к точке насыщения, что доказывают и упомянутые уже многочисленные невостребованные спотовые танкеры, и минимальное количество реализуемых фьючерсов.

Руководство ОПЕК не зря говорит, что необходимости в повышении добычи нет, нефти в мире достаточно. В такой ситуации возможны два сценария развития событий: либо спот-котировки достигнут уровня в 200 или 300 долларов за баррель (что, по большому счету, уже мало кого волнует и еще меньше удивляет), либо нефтяной рынок обвалится, причем в недалеком будущем. И самое неприятное то, что из этих двух вариантов наиболее вероятным видится второй. Если такой прогноз верен, долгосрочные контракты будут перезаключаться по «голландской» системе – кто предложит меньшую цену. Для России это самый худший сценарий. Ведь если сегодня мы еще можем диктовать цены на свои товары, то завтра назначать условия будут уже нам. Со всеми вытекающими последствиями.

Никита КРИЧЕВСКИЙ – доктор экономических наук, научный руководитель Института национальной стратегии

Новые Известия