На протяжении почти 20 лет его считали одним из трех самых важных людей США. Хотя два первых, президент и вице-президент, каждые 4-8 лет сменялись, Алан Гринспен оставался на своем посту. На должность главы правления ФРС его назначил Рональд Рейган.
Он получал назначения от Джорджа Буша-старшего, Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. Когда в последний раз сенат утвердил его на очередную четырехлетнюю каденцию 21 июня 2004 года, Гринспен дал понять, что не собирается выполнять свои функции в течение следующих четырех лет и объявил, что выйдет на пенсию в январе 2006 года, когда ему исполнится 80.
Реальное значение и авторитет Гринспена выходили далеко за пределы компетенции руководителя ФРС. На протяжении 18-ти лет он не только был рецензентом политики, проводимой правительством США, но и всех процессов, происходивших на глобальной сцене. Гринспен мог прокомментировать каждое событие: революцию или войну, тайфун, рост цены сырья, банкротство крупных корпораций, и точно определить их влияние на американскую экономику.
Его прогнозы очень часто сбывались не только по той причине, что он был прекрасным прогнозистом. Гринспен оказывал магическое, колдовское влияние на воображение миллионов американских предпринимателей и потребителей, словно предсказатель дождя, говоривший магические слова и направлявший денежные потоки в нужные для него места. Когда он обещал, то цены действительно не росли, а конъюнктура улучшалась.
В должности главы ФРС он высоко поднял планку - до уровня, которого будет очень сложно достичь его преемникам.
Страна свободных банковФедеральная резервная система возникла всего 92 года тому назад. В Европе самые старые подобные институции появились еще в ХVII веке, а самая большая экономическая мощь мира долгое время обходилась без центрального банка. Пока можно было пойти с банкнотой в банк и потребовать ее обмена на золото, роль центрального банка (ЦБ) была несущественной. Его важной функцией была монополия на эмиссию банкнот. Поскольку в США на любую монополию смотрели подозрительно, а особенно на монополию, подконтрольную федеральному правительству, европейская модель ЦБ в США не реализовалась, хотя дважды осуществлялась попытка ее внедрения.
Только в 1791 году, через 15 лет после провозглашения независимости, Конгресс дал разрешение на деятельность ЦБ США, просуществовавшего до 1811 года. Хотя это было частное учреждение (как и ЦБ в Европе), оно имело право эмиссии банкнотов и обслуживания государственных финансов.
В 1816 году эксперимент был повторен. США закончили войну с Англией, оставившую правительству огромные долги. Росла инфляция, ускоренная избыточной эмиссией бумажных денег частными банками. Чтобы как-то упорядочить финансы, президент Джеймс Мадисон подписал закон об образовании Второго банка Соединенных Штатов, действующий на протяжении 20 лет. Председателем банка стал Николас Биддл - литератор и издатель. Тем временем в 1828 году президентом стал генерал Эндрю Джексон, "победитель", настоящий американец. Джексон подозрительно относился к банкам и считал ЦБ угрозой для гражданских свобод, "гидрой коррупции, уродливым существом с тысячей голов и рук", которое может коррумпировать политиков и влиять на президентские выборы.
Поэтому Джексон принял решение ликвидировать эту "аномалию". В 1832 году он повторно выиграл выборы, победив сторонника ЦБ Генри Клея. Джексон наложил вето на привилегии для Второго банка США, вынул из банка правительственные депозиты и перенес в близкие к нему банки штатов. Биддл ответил взысканием задолженности и ограничением кредитных акций, надеясь вынудить политиков на уступки. "Банковская война" стала причиной финансового кризиса, распространившегося на всю страну. Но генерал остался неуступчивым и пытался доказать американцам, что деятельность ЦБ опасна для экономики.
Окончательно ЦБ обанкротился в 1841 году. На полвека США стали страной финансовой свободы. Каждый банк, имевший запасы золота, мог начать эмиссию банкнот по собственному образцу. К 1860 годам приблизительно 8 тысяч банков выпустили в обращение собственные банкноты номиналом от полцента до 20 тысяч долларов.
Из-за того, что многие банки обанкротились и владельцы этих банкнот могли ими только растапливать печи, в народе их называли wildcats (дикие коты) или broken (сломанные). Каждый владелец золота (а до 1873 года и серебра) мог принести в банк кусок драгоценного металла и требовать, чтобы из него выбили золотые или серебряные доллары.
В 1861 году с целью финансирования гражданской войны конгресс дал правительству право на эмиссию 10 миллионов долларов специальных банкнот номиналом в 5, 10 и 20 долларов, которые безо всяких ограничений обменивались на золотые и серебряные монеты. Банкноты имели зеленый цвет и потому их назвали greenbacks. Так это уже и осталось. Все банкноты, эмитированные после 1861 года, поныне хранят свою силу. Эмитированные южными штатами банкноты (southerners - южные) в настоящее время имеют определенное значение только для коллекционеров.
Банк банковБанковские кризисы невозможно предугадать; они были и будут. Их причина кроется в самой сущности банков, которые принимают вклады и депозиты, а затем одалживают эти деньги под проценты, например, предприятиям, нуждающимся в средствах на инвестиции. Поэтому наличные резервы банков - то ли в драгоценных металлах, то ли в банкнотах, всегда меньше, чем депозиты клиентов. Платежеспособность банков зависит от своевременной уплаты кредитов и доверия клиентов к своему банку. Психология здесь чрезвычайно важна, а временами имеет решающее значение. Если клиенты теряют доверие и имеют для этого основания или только поддаются панике из-за распространения слухов и сплетен, то бегут в кассы банков, чтобы снять свои вклады. Тогда наличные резервы катастрофически сокращаются и банк становится неплатежеспособным.
Чем большая часть экономики поддерживается кредитами, тем большая вероятность банковских кризисов. Один из самых значительных вспыхнул в октябре 1907 года, когда в США царила рецессия, цикличное явление рыночной экономики. 21 октября появились слухи, что Кникербокер Траст Компани - третье по величине доверительное общество в Нью-Йорке - имеет серьезные финансовые проблемы, в частности долги в банках. Всю страну охватила паника, банки среагировали ограничением выплат, что в некоторых штатах являлось нарушением закона и, вообще, хороших банковских правил. По оценкам Мильтона Фридмана, вспоминающего эту историю в книге "Свободный выбор", своеобразная забастовка банков вызвала определенные трудности для бизнеса. Из обращения исчезли монеты, и, вообще, уменьшилось поступление денег, что вынудило отдельные фирмы эмитировать собственные заменители денег, например, деревянные доллары. В момент наибольшего недостатка денег за 100 долларов наличными платили 104 доллара на депозитах.
Этот кризис, длившийся чуть больше года, сыграл фундаментальную роль в истории американских банков. В мае 1908 года был принят так называемый закон Aldrich-Vreeland Act., поручивший Национальной монетарной комиссии реформировать американскую банковскую систему. В 1913 году конгресс принял в окончательном варианте закон о создании Федеральной Резервной Системы, сокращено ФРС, которая должна была стать институцией защиты интересов клиентов банка и государства. ФРС обязана была стать банком банков, оказывающим поддержку финансовым институциям, которым угрожает кризис.
Первым председателем ФРС стал Чарльз Хемлин, законодатель, бывший помощник министра финансов и дважды неудачник на выборах губернатора штата Массачусетс. Свою функцию он выполнял всего лишь два года и не остался в истории как выдающийся финансист.
Кризис лидерстваПрофессор Ален Блиндер, бывший в 1994-1998 годах заместителем директора ФРС, считает, что в ЦБ чрезвычайно важной является позиция руководителя и качество его работы. Хотя все решения коллегиальны, как правило, они принимаются единогласно, в соответствии с мнением руководителя. Но на рубеже 20-30-х годов ФРС не имел сильного руководителя. Кресло главы занимали поочередно Рей Арчибальд Янг (с октября 1927г. до августа 1930-го), Юджин Исак Майер (с августа 1930 г. до мая 1933-го) и Юджин Роберт Блек (с мая 1933 г. до августа 1934-го).
Янг, банкир из Мичигана, несколько лет был председателем банка ФРС в Миннеаполисе. По мнению многих специалистов, он предвидел приближение кризиса и вскоре после прихода на должность в 1927 году предостерегал от роста спекуляции на биржевом рынке. Спекулянты, убежденные, что оживление будет продолжаться еще долго, покупали акции за счет банковских кредитов. В феврале 1928 года под давлением Янга ФРС поднял процентные ставки, чтобы остановить спекуляцию. Но было уже слишком поздно. Очередное повышение процентов в августе 1929 года подействовало, как булавка на раздутый воздушный шарик. 24 октября 1929 года биржевые котировки в Нью-Йорке упали более чем на 11%.
Крах поставил многие банки в очень тяжелую ситуацию, поскольку те предоставили инвесторам многомиллиардные кредиты на закупку акций. Когда цена акций упала и займы стало нечем отдавать, ФРС не знал, как он должен спасать подупавшие банки: увеличивая эмиссию денег или сдерживая спекуляцию (а собственно, наказывать спекулянтов, и так уже наказанных биржевым крахом) ограничением кредитов. Однако не оказалось сильного лидера, который бы смог навязать банку спасительное поведение.
В конце концов ФРС избрала плохую стратегию, ограничив кредиты, что привело к сокращению предложения денег. В 1933 году оно было на 1/3 меньше, чем в 1930-м. В начале 30-х годов пережила банкротство половина американских банков. Часть из них была втянута в рискованные операции на бирже, но другие были абсолютно здоровы. Кризис смогли пережить только те банки, которые были особенно осторожными, держали резервов больше, чем это требовалось предписаниями. В нормальных условиях такая осторожность не является положительным качеством, потому что сильно уменьшает прибыли банков, однако во время кризиса оказалась спасительной. По мнению Милтона Фридмана, большего знатока современной монетарной истории, именно существование ФРС вызвало кризис 30-х годов, поскольку коммерческие банки рассчитывали на него как на банк "последнего шанса", даже когда попадали в ловушку из-за собственного легкомыслия. Поэтому они были склонны к избыточному риску и недооценке угроз.
Снятие с пьедесталаВ ноябре 1934 года президент Франклин Рузвельт назначил руководителем ФРС Марринера Стоддарда Екклеса, банкира и предпринимателя из штата Юта, который был одним из самых влиятельных членов команды президента и соавтором его экономической политики под названием "New Deal". Большинство экономистов рекомендовало правительству, чтоб оно держалось подальше от политики и заботилось об уравновешенном бюджете. Екклес, напротив, убеждал президента решиться на смелый государственный интервенционизм. Он - автор идеи осуществления общественных работ, установления минимальной зарплаты, пенсий и страхования от безработицы. Екклес советовал Рузвельту девальвировать доллар (что и было сделано в июне 1934 года) и прекратить его обмен на золото. Это последнее предложение было выполнено с избытком. Транзакции обмена доллара на драгоценный металл были запрещены под угрозой заключения.
Екклеса сначала недооценивали, но он скоро стал настоящим лидером американских банкиров, автором реформы ФРС, приведшей к независимости ЦБ от правительства. На исходе Второй мировой войны он стал одним из творцов мирового валютного порядка на конференции в Бреттон Вудс 1944 года и создания Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка.
В должности руководителя ФРС Екклес вел очень активную денежную политику, чтобы противодействовать бесполезным трендам конъюнктуры. Из-за этого вступил в конфликт с преемником Рузвельта Гарри Труменом, отказавшимся в 1948 году назначить его на очередной срок.
РазочарованиеПреемником Екклеса на четыре года стал Томас Б.Маккейб. После него на 19 лет председательство перешло к Вильяму Мартину. Мартин в возрасте 31-го года стал председателем Нью-Йоркской биржи, а на должность главы ФРС пришел в возрасте 47-ми лет. Как и многие другие экономические деятели эпохи Рузвельта, Мартин был сторонником усиления, а не ослабления регулирования финансовых рынков, защищал независимость ЦБ, чем неприятно удивлял многих президентов, однако каждый из них назначал его на очередной срок. О нем сложилось мнение как о выдающемся лидере, принимавшем решения независимо от политиков, но в то же время политики его поддерживали.
Мартин должен был соревноваться с инфляцией, начавшей возрастать во второй половине 60-х годов. Ее непосредственной причиной были социальные расходы, инициированные президентом Линдоном Джонсоном, и расходы на войну во Вьетнаме. Инфляцию усиливали представления экономистов "New Deal", будто бы активная денежная политика позволит избежать рецессии, а в то же время ФРС не допустит инфляции. По уставу, ФРС должна проводить монетарную политику, обеспечивающую экономике максимальную занятость, стабильные цены и умеренные процентные ставки в течение длительного периода.
Мартин ушел с должности в возрасте 67-ми лет, в котором Гринспен только начал свою большую карьеру, в канун значительных потрясений, которые пережили американская экономика и денежная политика государства.
В августе 1971 года президент Ричард Никсон объявил об одностороннем прекращении обмена доллара на золото в международных транзакциях, и международный валютный порядок, установленный в Бреттон Вудси, был разрушен. После решения Никсона золото стало товаром, как и любой другой, и перестало быть основой для формирования денег.
В конце 1973 года вспыхнул нефтяной кризис и инфляция превысила 10%. Охваченная инфляцией американская экономика прекратила развитие. Она нуждалась в ремонте.
В 1979 году новый руководитель ФРС Пол Фолькер изменил денежную политику: он поднял процентные ставки: процент федеральных фондов в декабре 1980 года составлял 18,9%, а спустя пять месяцев целых 19,1% (исторический рекорд после Второй мировой войны). Следствием была рецессия, но и быстрое подавление инфляции тоже.
Председательство Фолькера в ФРС пришлось на годы президентства Рейгана, хотя он был назначен еще Картером. Рейган поддерживал рыночные реформы, а сила доллара, созданная Фолькером, стала в 80-х годах символом мощи США. К концу второй каденции штурвал управления фактически перешел в руки вице-президента (затем президента) Джорджа Буша старшего. Он остерегался, что независимый Фолькер не облегчит его борьбу за президентство, а в дальнейшем и правление. Поэтому выдвинул кандидатуру Алана Гринспена, бывшего экономического советника президента Джеральда Форда.
В чем величие?Гринспен стал председателем ФРС 3 августа 1987 года. Он был убежден, что конъюнктура является слишком подогретой и его беспокоил рост стоимости ценных бумаг, превышавший разумные пределы. Он хотел остудить биржу и не допустить паники, но не успел. 19 октября состоялся крах, по своим масштабам превзошедший знаменитый кризис 1929 года. Гринспен как раз приземлился в аэропорту Далласа, где у него была встреча с обществом банкиров. Джим Стул, заместитель председателя банка ФРС в Далласе, сообщил ему, что биржевый индекс упал на пять ноль восемь. "Это хорошая новость", - сказал Гринспен, который понял, что падение составляет 5,08 пунктов. Однако Стул уточнил: "Не 5,08, а 508".
Таким образом, это было падение на 20% и внезапное исчезновение богатства стоимостью биллион долларов. Гринспен хорошо осознавал возможные последствия: если начнут падать банки и маклерские конторы, кризис охватит всю экономику. Руководитель ФРС, хотя имел тогда только двухмесячный опыт на своей должности, прекрасно понимал, что должен вернуть доверие инвесторов к финансовой системе. Он не мог давать поручения частным банкам, просить сохранять спокойствие или однозначно утверждать, что ФРС предоставит кредит институциям, оказавшимся в кризисе. Он только от собственного имени издал обращение: "Федеральный Резерв в соответствии со своими обязанностями подтверждает в настоящее время свою готовность к выполнению функций с целью поддержки экономической и финансовой системы". Несколько раз ФРС без излишней огласки поддерживала структуры, переживавшие проблемы, соглашалась на банкротство, старалась минимизировать финансовые последствия банкротства. Спустя несколько дней рынок успокоился, а биржа ожила.
Кризис вынудил Гринспена сделать несколько выводов. Во-первых, денежная политика должна проводиться одновременно с внимательным анализом ситуации на бирже. Во-вторых, не существует какого-то чудодейственного рецепта в случае кризиса. Решение нужно принимать быстро и пытаться действовать за кулисами, убеждая частные банки, чтобы они добровольно сотрудничали с ФРС. В-третьих, нужно обращаться к общественному мнению таким образом, чтобы вдохновлять его оптимизмом, но не брать на себя однозначных обязательств. Иначе говоря - нужно говорить языком, понятным только избранным.
Гринспен мог быть очень гибким. Он поддерживал хорошие, ровные отношения со всеми президентами, хотя Клинтон и любил передразнивать Гринспена, обращаясь к сотрудникам голосом руководителя ФРС: "Инфляция, нам угрожает инфляция".
Несмотря на то, что наш герой является совершенным прогнозистом, он верит и в интуицию, которая ему почти не изменяла. 18 лет его правления в ФРС - это период самой лучшей конъюнктуры в истории ХХ века, которую прерывали только две коротких рецессии. Это его профессионализм или неправдоподобное стечение обстоятельств - специалисты здесь еще не определились.
Можно сказать с уверенностью - его преемник Бен Бернанке, бывший руководитель экономических советников Белого Дома, который придет на должность 31 января 2006 года, не будет иметь такого престижа и силы влияния на психологию финансовых рынков. В прошлом году его высказывание о "неортодоксальных" методах борьбы с дефляцией и рецессией, к примеру, о "допечатывании" долларов, вызвало контроверзу.
Наблюдатели не предсказывают Бену Бернанке длительного пребывания в должности, хотя он является одним из самых молодых руководителей в истории ФРС.
©
GazetaUA.com