Россия оказалась на пороге краха в связи накопленными корпоративными долгами, объемы которых сравнимы с золотовалютными резервами страны. Как полагают экономические эксперты, РФ, если ее руководство не предпримет срочных мер для изменения политики Центрального банка и создания суверенной финансовой системы, может ждать глобальный кризис, аналогичный потрясениям конца 1997 года в Южной Корее. «Россия уже является если не банкротом, то находится в достаточно жестком положении: долги больше, чем активы», – заявил президент компании экспертного консультирования «Неокон», экономист Михаил Хазин.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», выступая сегодня на пресс-конференции в Москве, Михаил Хазин обратил внимание, что если из золотовалютных резервов Центрального банка вычесть Стабфонд, то полученная сумма будет меньше, чем корпоративный долг Российской Федерации перед западными финансовыми структурами. «Рост корпоративного долга уже существенно превышает рост золотовалютных резервов. Россия уже как страна является если не банкротом, то находится в достаточно жестком положении: долги больше чем активы», – констатировал эксперт.
При этом он отметил, что разговоры о создании рублевой зоны и сильного финансового рынка в РФ пока остаются бесполезными, поскольку Россия еще не определила стратегического направления развития своей экономической системы. «Мы много слышим о том, что нужно создавать рублевую зону, делать рублю международной валютой. Но как вы будете обеспечивать экспансию? У нас нет своей суверенной финансовой системы. Как можно предположить, что капиталисты, которые берут кредиты на Западе, будут отражать интересы России, а не Запада, где они берут деньги?!», – сказал Михаил Хазин и при этом отметил, что кредиты в России получить невозможно.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», кандидат экономических наук, доцент МГУ, соучредитель Центра динамического консерватизма Андрей Кобяков также подверг жесткой критике политику ЦБ, и отметил, что нынешняя развитие событий в России повторяет ситуацию конца 1997 года в Южной Кореи, где разразился серьезный кризис.
«Южная Корея не ожидала, что кризис ее коснется, потому что государственные финансы были в абсолютном порядке: там не было госдолга, но зато корпорации набрали такое количество краткосрочных и долгосрочных и среднесрочных заложенностей, что кризис наступил в течение одной-двух недель. До этого казалось, что это непотопляемый авианосец, и вдруг страна скатилась в никуда», – заявил эксперт.
«Это очень серьезная проблема, что наш Центральный банк не выполняет свою функцию кредитора последней инстанции для собственных финансовых институтов. Он занимается прямо противоположным – денежную массу «засаливает», изымает, как ему кажется, избыточную ликвидность с рынка. Понятно, что он заставил в условиях определенного экономического бума, потребительского кредитования, обратиться на международный кредитный рынок. Все было неплохо до августа, пока не начался мировой кризис», – отметил также Андрей Кобяков.
По его словам, в этой ситуации России нужно создавать собственный суверенный финансовый рынок практически с нуля. «Нужно делать суверенную финансовую систему и начинать с того, что Центробанк должен стать собственно Центробанком – для своей страны, для своих финансовых институтов стать кредитором последней инстанции, чего пока не наблюдается», – сказал Кобяков.
Руководитель Национального института развития Сергей Глазьев выразил согласие с экспертами в необходимости России срочного изменения кредитно-денежной политики, поскольку ориентация на поддержку американской экономики может обернуться крахом.
«Если вы проанализируете в чем смысл проводимой кредитно денежной политики в нашей стране, то нетрудно увидеть, что весь ресурс используется для поддержки доллара. В этом главная функция Стабилизационного фонда – наши доходы от продажи нефти и газа идут на покупку обесценивающихся американских облигаций. В этом же смысл и политики кредитной, когда ЦБ сдерживает денежное предложение и вынуждает лучших заемщиков уходить кредитоваться за границу. Это означает, что наши заемщики поддерживают доллар и евро, выражая спрос на эти валюты», – отметил Глазьев.
В то же время он выразил сомнения, что в России повторится сюжет, прохожий на южнокорейских кризис. «Сейчас для западной финансовой системы принципиально важно расширение спроса на доллар и евро, поэтому едва ли они будут уводить деньги с нашего рынка, наоборот», – отметил он.
Вместе с тем он заявил, что в связи с неизбежностью краха американской долларовой пирамиды нынешняя кредитно-денежная политика может принести только существенный урон России. «Когда он (министр финансов РФ) предлагает идею такого финансового центра, как некую гавань для бегущего иностранного капитала из-под долларовой пирамиды, это означает не что иное как предложение за счет американской денежной эмиссии скупить российскую собственность. Но это не спасет финансовую пирамиду, а нас (Россию) лишит значительной части активов», – считает Глазьев.
Новый Регион