Автор Тема: Раз в три года  (Прочитано 3646 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Раз в три года
« : 16.07.2007 08:39 »
В июне инфляция составила 15,4% в годовом выражении. После 5−процентной инфляции зимой и 9−процентной — весной этот уровень кажется очень высоким. В связи с этим возникают два вопроса: будет ли инфляция высокой в дальнейшем и является ли наблюдаемый рост инфляции закономерным или случайным.

Соображения, что высокие темпы роста доходов населения и приток капитала в страну являются факторами, ускоряющими повышение потребительских цен, безусловно, имеют право на существование. Оба фактора вполне могут оказывать повышательное давление на инфляцию, однако, не всегда. Если рост спроса и денег сопровождается быстрым увеличением предложения товаров и услуг, то инфляция расти не должна, по крайней мере, так резко.

Существуют ли другие причины роста инфляции?  Во-первых, стоит обратить внимание на то, что первое полугодие 2007 года было отмечено не только повышением спроса, но и снижением темпов роста промышленного производства — показателя, фиксирующего относительное сокращение предложения. Во-вторых (и на это обстоятельство никто не обратил внимания), в движении российской инфляции существует жесткая цикличность — начиная с 1998 года примерно каждые 36 месяцев инфляция меняет направление своего движения. Повышение темпов роста цен с некоторыми временными сдвигами мы наблюдали в середине 1998−го, 2001−го, 2004 годов и вот теперь в 2007−м. Иногда этот всплеск инфляции сопровождался какими-то событиями: так, в 2004 году этому предшествовал банковский кризис. Иногда ничего заметного не происходило — например, в 2001 году все было тихо. Однако экономическая конъюнктура менялась принципиально. Про 1998 год все помнят. Но и в 2001 году повышение инфляции сопровождался снижением темпов роста выпуска, и в 2004 году тоже. Эта повторяемость заставляет предполагать, что в экономике России существуют трехлетние конъюнктурные циклы, длина которых, по-видимому, связана с горизонтами планирования и сроками окупаемости инвестиций. Таким образом, слом инфляционной тенденции с падающей на растущую является симптомом конъюнктурной паузы.

Если верить в трехлетние циклы, то, как видно из графика, в ближайшие девять-десять месяцев инфляция будет оставаться довольно высокой. В хорошем варианте — на уровне привычных 10%, в плохом — выше.



Второй вариант, безусловно, неприятен, так как заставит ЦБ предпринимать жесткие дефляционные меры, усугубляя ситуацию со снижением предложения. При этом сбить инфляцию будет довольно сложно. Лучше всего было бы простимулировать повышение ставок по потребительским кредитам, чтобы несколько «обеднить» публику. Но в предвыборный год? Или, например, либерализовать трудовое законодательство, чтобы охладить рынок труда. Но опять же — скоро выборы. Так что, скорее всего, основной удар придется по частным банкам и валюте, что, собственно, уже и происходит и раскручивает движение конъюнктуры вниз.

Кто будет вытягивать конъюнктуру вверх и как быстро это произойдет? После замедления 2001 года локомотивами роста стали компании среднего бизнеса, обеспечившие подъем 2002—2003 года. В 2005—2006 годах  это была смесь крупных компаний инфраструктурного сектора, строительства и продолжающийся рост среднего бизнеса. В 2009—2010 годах в качестве локомотивов логично видеть по-прежнему крупнейшие компании сырьевого и инфраструктурного сектора и, возможно, какие-то машиностроительные холдинги. Однако их реальная инвестиционная активность, скорее всего, возрастет тоже только после выборов.

Еще один важный вопрос — если что, уйдут ли иностранцы из России, как это было в 1998 году? Иностранный основной капитал довольно сильно влияет на конъюнктуру, однако, скорее всего, ничего существенного не произойдет. Для Европы Россия слишком важна как партнер, и легкая конъюнктурная пауза на фоне грандиозных планов — это все-таки не дефолт 1998 года.

Можно ли ждать плюсов от кризиса? Как всегда, да. Прежде всего, хорошо, что наконец охладится рынок труда, это позволит обеспечить рост эффективности бизнеса в следующем цикле. Другой выигрыш — возможно, пройдя через кризис, денежные власти все-таки будут вынуждены работать на расширение отечественной банковской системы и перестанут «заигрываться» в крепкий рубль. Самые же серьезные риски кризиса — неадекватная политическая реакция: еще больший акцент в сторону госпрограмм, государственных или частично государственных инвестиций.

Однако, как показывает практика, предположения по поводу формы прохождения кризиса не имеют практической ценности. Можно лишь зафиксировать, что нас ждет веселая осень.

Татьяна Гурова

«Эксперт»