Накопив самые большие валютные резервы в мире, Китай отважился инвестировать их часть в инструменты более рискованные, чем казначейские облигации США. Для начала $3 млрд решено вложить в американский фонд прямых инвестиций Blackstone.
Рост китайских резервов бьет все прогнозы. В октябре 2006 г., когда накопления достигли астрономического $1 трлн, эксперты предрекали, что к 2010 г. их объем может удвоиться, но уже сейчас резервы перевалили за $1,2 трлн. В феврале правительство Китая объявило о планах учредить фонд, который займется инвестированием части резервов в более рискованные инструменты, чем традиционный актив — казначейские облигации США.
Эти планы совпали с намерением Blackstone провести IPO, предложив инвесторам примерно 10% капитала, или $4 млрд. В апреле председатель гонконгского отделения Blackstone Энтони Лун обратился к руководителю государственной инвесткомпании Китая Лоу Цзивэю с вопросом, не хотят ли китайские власти вложить часть резервов в один из фондов Blackstone. Оказалось, что интерес такой есть, правда, Китай хочет вложиться не в паи фонда, а в капитал самой УК. “Это важный знак того, что Китай готов пустить резервы в оборот, — говорит гендиректор Blackstone Стивен Шварцман, — историческое событие, меняющее всю парадигму глобальных потоков капитала”.
Китай инвестирует $3 млрд в неголосующие акции Blackstone, которые будут размещены в ходе намеченного на июнь IPO. С учетом этого Blackstone увеличит объем эмиссии до $7 млрд. Китай заплатит за акции 95,5% цены, по которой их будут покупать остальные инвесторы. В течение четырех лет он не сможет продать этот пакет, а в течение первого года — инвестировать в кого-то из конкурентов Blackstone. Через четыре года Китай может начать продавать акции Blackstone, но не более трети своей доли в год. Поскольку доля в капитале Blackstone будет менее 10%, Китаю не потребуется одобрение властей США.
Пока самым активным инвестором в американские фонды остается Сингапур, работающий и с фондами прямых инвестиций, и с венчурным капиталом. Но в последнее время стали проявлять активность и страны Персидского залива. Государственный инвестфонд ОАЭ купил в 2006 г. почти половину “дочки” Apollo Management, а катарская инвесткомпания инвестирует самостоятельно. Но только Китай покупает акции самой УК, что позволит ему не платить комиссионные за управление средствами и с полученной прибыли. (WSJ, FT, 21.05.2007, Татьяна Бочкарева)
Ведомости