Впервые в истории цена на никель превысила психологический барьер -- 50 тыс. долл. за тонну. Вчера на Лондонской бирже металлов его продавали с поставкой на условиях spot по 52,735 тыс. долл. за тонну, а контракты с поставкой через три месяца -- по 49,5 тыс. долл. Никель уверенно дорожает с середины прошлого года, а с начала нынешнего он вырос в цене почти на 50%. Трейдеры объясняют такой скачок прежде всего снижением запасов этого металла на LME до 4,9 тыс. тонн -- по словам аналитиков, это примерно двухдневный мировой объем его потребления. Однако главным двигателем процесса аналитики называют спекулятивный фактор, они уверены: несмотря на дефицит никеля на рынке и готовность южноазиатского рынка поглощать его в неограниченных объемах, эта цена неадекватна и серьезно завышена.
Не считая незначительной коррекции в 2006 году, никель, как и другие цветные металлы, рос постоянно в цене с 2002 года. Но особенно заметно в 2004-м. «Спекулянты тогда основательно зашли на этот (товарно-сырьевой. -- Ред.) рынок, -- говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Вячеслав Жабин, -- но так плотно, как сейчас, они там никогда не сидели». Глава аналитического отдела ИГ «Проспект» Дмитрий Парфенов говорит, что сейчас на рынке образовался большой объем денег, который кочует по разным секторам -- нефтяному, сектору драгметаллов, теперь очередь дошла до товарно-сырьевого. По его мнению, именно хеджевые фонды сейчас являются основными игроками на товарных рынках. Но как долго будут дорожать никель и другие цветные металлы, он не берется предсказать. Г-н Жабин указывает также на зависимость цены на никель от ограниченного объема его поставок и от производственных новостей (прекращение добычи из-за забастовки, задержка реализации объявленных проектов и т.п.).
В «Норильском никеле», крупнейшем производителе никеля в мире, новость о новом рекорде цены на этот металл комментировать отказались. Впрочем, две недели назад, встречаясь с журналистами, тогда еще глава компании Михаил Прохоров выразил убеждение, что цены на цветные металлы находятся только в начале цикла, и в ближайшие несколько лет следует ждать их заметного роста. По его мнению, потребность рынка в сырьевых товарах, особенно в цветных металлах, сейчас настолько велика, что спрос по объективным производственным причинам не может быть удовлетворен существующим предложением. К тому же мировой рынок наводнен средствами, вырученными в результате прошлогоднего роста цен на энергоносители, поэтому ожидать в этих условиях скорой коррекции, считает он, наивно.
Аналитики убеждены, что рост цены на никель в перспективе может сыграть негативную роль в развитии отрасли. «В краткосрочной перспективе повышение цены на никель для добывающих его компаний, безусловно, позитивно, -- говорит г-н Парфенов. -- И пока они чувствуют себя великолепно». Но в перспективе, по его словам, ряд потребителей начнет отказываться от никельсодержащих материалов в пользу более дешевых аналогов, например титановых или алюминиевых сплавов, ведь «альтернатива всегда есть». Впрочем, г-н Жабин уверен, что спрос, особенно в Юго-Восточной Азии (главным образом в Китае) почти не ограничен, и потребление все равно будет расти. Тем более что все проекты по расширению добычи никеля, запуск которых был намечен на будущий год, откладываются из-за сильного их удорожания.
vremya.ru