Население продолжает богатеть — в феврале средние доходы на душу населения превысили 10 000 руб. Россияне уверены в будущем и все больше тратят на дорогие товары и авто.
В феврале среднедушевые доходы достигли 10 015 руб., подсчитал Росстат, на 20,8% превысив уровень прошлого февраля. С поправкой на инфляцию доходы выросли на 12,5%. Примерно тем же темпом доходы росли в 2006 г. (+10%). А в этом году, по прогнозу ЦМАКПа, они вырастут на 10-10,2%.
Быстро растет и оборот розничной торговли (в феврале — на 14,4% против прошлогоднего).
Пока цена нефти будет оставаться в комфортном для России диапазоне, темп роста доходов не замедлится, полагает Юлия Цепляева из ING Bank (Eurasia), тем более что правительство быстро повышает зарплаты бюджетникам.
Быстрого роста доходов население ожидает и от ближайшего будущего — большинство опрошенных в конце 2006 г. “Росгосстрахом” респондентов уверены, что за ближайшие 5-7 лет заработки вырастут в среднем на 36%. А по опросу Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, в 2006 г. доля россиян, которым зарплаты хватает на повседневные нужды, включая одежду, но приходится брать займы на покупку дорогостоящих товаров, достигла 29% (в 2002 г. — 22%). Выросла с 23% до 34% и доля людей, чье материальное положение улучшилось в прошлом году и улучшится в следующем.
Население все большую часть доходов тратит не на еду, а на непродовольственные товары и услуги, отмечает Цепляева. По ее прогнозу, к 2013 г. структура расходов россиян приблизится к европейской. На еду будет приходиться всего 15,3% трат (в 2005 г. — 33,2%), а на услуги — 45,5% (в 2005 г. — 23,5%). В прошлом году продажи непродовольственных товаров росли в полтора раза быстрее продовольственных (на 15,6% против 10,2%). При этом 42,1% прироста продаж обеспечили потребительские кредиты, подсчитал ЦМАКП.
Ускоренно растут траты на автомобили и недвижимость, отмечает старший экономист IMSG Александр Уточкин. А продажи бытовой электроники и мобильных телефонов, прежде быстро увеличивавшиеся, близки к стагнации: спрос насыщен и быстро растут только товары премиум, отмечает Уточкин.
Продавцы автомобилей фиксируют рост доходов населения уже четвертый год, замечает совладелец дилерской компании Genser Игорь Пономарев. Растет средняя цена продаваемого автомобиля — и в Москве, и в целом по России, добавляет он. В январе продажи новых иномарок, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, превысили прошлогодний уровень на 88% (в 2006 г. — на 71%). Покупатели все чаще выбирают более дорогие товары известных брендов, говорит пиар-директор сети “Техносила” Надежда Синюк. Некоторые сети даже начинают сокращать долю продающихся у них товаров малоизвестных или непрестижных марок, сказала она.
“Ведомости”