Цены на нефть начнут стремительно снижаться и после 2010 года опустятся до $30 за баррель. Уверенность в этом высказал министр финансов Алексей Кудрин. Чтобы избежать дефицита бюджета, придется тратить нефтегазовую заначку, вводить режим жесткой экономии и сокращать пенсионные обязательства государства.
Выполнение трехлетнего бюджета, который Минфин на этой неделе внес в правительство, уже поставлено главой ведомства Алексеем Кудриным под сомнение. По его мнению, цена на нефть $50 за баррель к 2010 году, заложенная в планах, завышена. «Сегодня мы должны сказать себе, что перешли к другому тренду на нефть», – заявил он на расширенной коллегии Минфина в среду. По прогнозам, озвученным министром финансов, нефть будет дешеветь гораздо стремительнее, чем заложено в трехлетнем бюджете. А после 2010 года цена марки Urals упадет до $30 за баррель.
Если мрачные предсказания сбудутся и цены на нефть в 2010 году будут ниже $50 за баррель, о профиците бюджета можно забыть.
«К 2010 году мы выходим по сути на соответствие доходов и расходов, на беспрофицитный бюджет», – констатировал Кудрин.
Нефтегазовые доходы бюджета снизятся до 5,3% ВВП с 8,2% в 2007 году, а доля нефтегазового сектора в экономике должна уменьшиться до 14,9% ВВП, тогда как в 2005 году она составляла 21%. «Таким образом, задача диверсификации экономики становится важной и для выполнения бюджета», – подчеркнул министр.
Единственный положительный эффект, который может принести экономике России такая внешнеэкономическая конъюнктура – замедление темпов инфляции в связи с уменьшением притока нефтедолларов. Минфин обещает, что к 2010 году она будет не выше 5,5% в год.
Чтобы поддержать экономику России, собравшиеся на коллегии предложили целый арсенал методов.
В первую очередь, нужно жестче контролировать рост расходов государства.
«Раздувание расходов, инициирование новых, зачастую популистских обязательств, выходящих за пределы обоснованных, не может быть признаком ответственной бюджетной политики», – заявил вице-премьер Александр Жуков. Аппетиты желающих увеличить расходы в середине года отныне ограничат определенной суммой. По словам Кудрина, в 2009 году в федеральном бюджете появятся «условно утверждаемые расходы», которые составят 0,5% ВВП и 2,5% от общего объема расходов 2009 года, что будет равно 184 млрд рублей. «Ни правительство, ни Госдума их не разделят, это табу», – особо подчеркнул Кудрин. Поводом для траты этих средств может стать только экстренное увеличение зарплат, социальных обязательств и выполнение «иных программ».
Кроме того, на частичное покрытие нефтегазового дефицита планируется использовать остатки бюджетных средств на счетах от предыдущих лет, средства от приватизации и от продажи госресурсов. Если этого будет мало, сводить концы с концами Россия будет за счет накопленных средств.
«Придется брать средства в резервном фонде», – признал Кудрин.
Этот фонд начнет формироваться с 1 февраля 2008 года, когда часть средств стабфонда будет перечислена на его счета. Размер фонда составит 10% от прогнозируемого ВВП очередного года.
Частично может пойти «в расход» и другая «заначка» – фонд будущих поколений. «Окончательно пока мы не можем сформулировать, как будем размещать фонд будущих поколений, но очевидно, что он будет использоваться для развития экономики», – рассказал Жуков.
Экономить Россия, возможно, станет даже на своих пенсионерах. «Государство должно со временем взять обязательство отвечать только за социальную пенсию», – предложил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин.
Необходимость государственной накопительной системы была оправдана на первом этапе, объяснял он. Теперь нужно перейти к частным пенсионным схемам – личному пенсионному страхованию, корпоративным фондам. По его словам, это позволит постепенно снять проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущем и даст «длинные» деньги экономике.
Но вероятно, что все эти преобразования станут лишь подстраховкой. Эксперты не считают опасения Кудрина оправданными.
Например, недавний прогноз Международного энергетического агентства (IEA) указывает, что цена барреля нефти к 2030 году составит $100, хотя раньше ожидалось не выше $65.
«Точную цену на нефть не удалось предсказать еще никому. Однако существуют определенные тенденции, в свете которых к прогнозу Минфина можно отнестись скептически, – отмечает аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Александр Блохин. – Мировые запасы легкой нефти истощаются, и поэтому нефтяным компаниям по всему миру приходится переходить на добычу так называемой труднодобываемой нефти (нефть на больших глубинах, нефть на арктическом шельфе)». Это влечет за собой рост издержек, который, в свою очередь, толкает нефтяные котировки вверх. Рост цен на нефть с начала десятилетия во многом объясняется именно этим фактором, говорит эксперт. Низкие цены невыгодны ни частным компаниям (которые контролируют, по разным данным, от 10 до 20% мировых запасов нефти), так как они не будут работать себе в убыток, ни государственным – потому что чем больше цена, тем больше денег идет в бюджет. «Вероятнее всего, в ближайшие годы коридор цен будет удерживаться между $55 и $65 за баррель», – успокаивает Блохин.
«$30 за баррель – это не прогноз Минфина, а консенсус-прогноз международных аналитиков», – возражает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. А потому сдерживать расходы государства придется. По его мнению, высказанные сегодня предложения помогут «упорядочить процесс использования нефтегазового трансферта». «Нельзя будет расходовать слишком много», – говорит он.
Газета.Ru