На международных финансовых рынках назрел огромный пузырь спекулятивных сделок, который может лопнуть уже в марте и отправить вниз цены на нефть.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет австрийская газета Die Presse, цитируя ведущие мировые информационные агентства и экспертов топливно-энергетического комплекса.
Вместо того чтобы подняться вверх, превысив 100-долларовую отметку – чего опасались до сих пор, – цена на нефть может пойти круто вниз: на международных финансовых рынках образовался огромный пузырь спекулятивных нефтяных сделок, который может лопнуть.
Аналитики лондонской компании Sanford C. Bernstein рассчитывают по крайней мере на то, что нефтяные котировки в марте могут снизиться почти на 30%, то есть до 40 долларов за баррель (159 литров). В конце марта цена на черное золото, согласно прогнозам, составит 30 долларов.
Однако до этого момента путь еще долог. В конце недели котировки нефти стран ОПЕК снизились до 53 долларов, более дорогая американская нефть торговалась по 58 долларов.
Лондонские аналитики не одиноки в своих прогнозах: Royal Bank of Scotland также исходит из тенденций к снижению цен на нефть.
Аналитик Торстен Фишер более осторожен в своих прогнозах, чем его радикальные коллеги из Лондона: он ожидает, что цена за 1 баррель снизится в течение года до 45 долларов.
Причиной падения цен становится не нефтяной картель ОПЕК, а финансовый мир. В ожидании резкого повышения цен на нефть в сырьевой фонд и в срочные договоры на нефть были инвестированы миллиарды долларов.
Эти контракты «застрахованы» той нефтью, которая уже помещена в хранилища (в крайнем случае, нефть будет поставляться оттуда) – и становятся причиной высоких расходов на хранение. А они могут быть оправданы только в том случае, когда растет цена на нефть.
Но этого не происходит. В том числе и потому, что из-за теплой зимы в промышленно развитых странах (в США перед приходом зимы в конце января тоже было сравнительно тепло) сократилось потребление тепла.
Расходы на хранение привели к так называемой ситуации контанго – когда котировки отдаленных нефтяных фьючерсов превышают котировки ближайших контрактов. Такая ситуация может просуществовать лишь ограниченный промежуток времени.
Аналитики из Sanford C. Bernstein считают, что болевой порог будет достигнут в марте. И тогда те, кто занимается спекулятивными сделками, будут вынуждены с размахом выбросить большие объемы нефти на рынок – что заставит цены поползти вниз.
Эта ситуация является для перекупщиков опасной еще и потому, что производство нефти странами ОПЕК, несмотря на снизившийся спрос, идет полным ходом, а рынок в настоящий момент не нуждается в хранящейся на складах нефти, ставшей предметом спекулятивных сделок.
Самое позднее в марте Саудовская Аравия, крупнейший нефтедобытчик в ОПЕК, сократит квоты на добычу до отметки ниже 8 млн. баррелей в день, чтобы предотвратить взрыв пузыря спекулятивных сделок.
Тем не менее, даже если Саудовская Аравия резко сократит квоты на добычу нефти, это не будет означать ценовой стабилизации: это лишь приведет к тому, что другие нефтедобывающие страны поспешат заполнить образовавшуюся нишу.
Таким образом, в любом случае следует рассчитывать на волну продаж. «Пузырь спекулятивных сделок скоро лопнет», – уверены лондонские аналитики.
Нет данных об объемах нефтяных фьючерсных сделок, объемы спекулятивных сделок в сырьевом секторе за последние годы регулярно взрывались. Например: объем чистых инвестиций в секторе Goldman Sachs Commodity Index вырос почти до 70 млрд. долларов в 2006 году с 15 млрд. долларов в 2003 году. Сегодня, через 3 года, это уже 70 млрд. долларов.
Но некоторые международные эксперты не делают ставок на резкое падение цен на нефть: к примеру, Goldman Sachs исходит из повышения фьючерсных нефтяных котировок до 71,50 евро.
Причина: нефтедобывающие страны слишком мало инвестируют в добычу, что может привести к дефициту нефти.
«Новый Регион»