Автор Тема: Между долларом и нефтью  (Прочитано 4285 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Российские финансовые рынки в 2006 году ставили рекорды почти каждую неделю: то фондовые индексы обновят очередной рекорд, а акции «голубых фишек» подорожают до небывалых уровней, то курс рубля к доллару достигнет многолетних максимумов. Финансовые рынки в 2006 году, казалось, волновали всех, от простых россиян до самых высокопоставленных чиновников.

Все выше и выше

Главные фондовые индексы России, ММВБ и РТС, начали расти сразу после того, как трейдеры вышли с долгих зимних каникул. Они принялись наверстывать упущенные в праздники прибыли: уже 10 января индекс РТС прибавил около 65 пунктов, 11 января прошел отметку в 1200 пунктов, 24 января — в 1300 пунктов. Бурный рост фондового рынка продолжался до самого конца февраля, когда индекс РТС преодолел отметку в полторы тысячи пунктов.

После небольшой паузы в марте он снова начал увеличиваться и прошел 1700 пунктов к началу мая. Летом и в начале осени рынок колебался, и прошел отметку в 1800 пунктов только в начале декабря, после чего трейдеры стали готовиться к Новому году: объем торгов уменьшился, а резкие колебания цен сошли на нет.

Потенциал для начального роста у российского рынка остался еще с 2005 года — за тот год индекс РТС вырос на 86 процентов, ММВБ — на 83 процента. В 2006 году увеличение фондовых показателей было менее впечатляющим — они выросли только на треть.

Рост российского рынка стал приятным подарком для всех, вкладывающих средства в отечественные акции. И хотя традиционный рейтинг Forbes за 2006 год еще не опубликован, можно с уверенностью сказать — самые богатые стали еще богаче. Причем значительно.

Например, почти все состояние Вагита Алекперова составляют акции «Лукойла». А капитализация этой компании за 2006 год выросла без малого на 20 миллиардов долларов — с 53,5 до 73 миллиардов долларов. Не прогадали и владельцы ненефтяных активов — суммарная стоимость всех акций оператора сотовой связи МТС выросла с 14 до 16,4 миллиарда долларов. И это при том, что к концу года прирост абонентов у российских сотовых операторов сильно сократился — в ноябре этот показатель был худшим за три года.

Не осталось в убытке и государство — капитализация «Газпрома» после либерализации рынка его акций увеличилась почти на 70 миллиардов долларов, а РАО «ЕЭС России» более чем в два раза — с 18 до 40 миллиардов долларов.

Причин, из-за которых инвесторы скупали российские «голубые фишки», можно выделить несколько десятков, — от интереса россиян к паевым инвестиционным фондам до роста экономики США. Но важнейшие из них — это повышение цен на нефть и спрос на «голубые фишки» со стороны зарубежных инвесторов.

Нельзя говорить о том, что последние особенно полюбили исключительно российский рынок. В 2005-2006 годах западные инвесторы переложили часть своих средств в акции компаний со всех развивающихся рынков. Кратковременные вложения позволили им привлечь дополнительную прибыль, но одновременно создали опасность для остальных инвесторов: как только в развивающихся странах появлялись признаки нестабильности (в случае с Россией падали цены на нефть), многочисленные западные инвестиционные и пенсионные фонды забирали свои деньги и спешили их переложить в «голубые фишки» американских или европейских рынков.

В результате уже весной в России со злорадным нетерпением ожидали мощного фондового обвала — аналитики считали, что рынок перегрет, в СМИ замаячил термин «пузырь». Журналисты спрашивали о фондовом рынке всех без исключения чиновников — от президента Владимира Путина до действительно финансовых экспертов — министра финансов Алексея Кудрина, главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина или главы Центробанка Сергея Игнатьева. Чиновники утверждали, что рынок акций мол, действительно рисковый, но опасаться пузыря пока не стоит:

К счастью для российских инвесторов, которых за 2006 год стало больше в несколько раз, то ли пузырь оказался не слишком значительным, то ли оболочка его слишком прочной — индексы РТС и ММВБ действительно опустились, но паники среди трейдеров не наблюдалось.

Год нефтяника

Спад произошел из-за нефти. Прогнозы по ценам на топливо сыпались в 2006 году как из рога изобилия. Большую часть года трейдеры и эксперты сходились в том, что цены на нефть вырастут и могут достигнуть даже 100 долларов за баррель. В конце года общее мнение базировалось на том, что пока в мире наблюдается относительная стабильность, цены на топливо будут не только не расти, но и даже падать. Тем более, ближе к зиме дало о себе знать глобальное потепление и спрос на топливо снизился.

Тем не менее, в 2006 году стоимость нефти достигала исторических максимумов — в июле баррель нефти штурмовал отметку в 80 долларов за баррель. Главные причины роста цен — нестабильность на Ближнем Востоке и неустойчивость доллара. Пик цен пришелся на июль-август 2006 года из-за полной неясности в конфликте между Ливаном и Израилем.

Как только войска Израиля начали бомбить своего соседа, трейдеры стали скупать нефтяные контракты. Это отразилось на всех фондовых рынках в мире — от США до Арабских Эмиратов.

А несколькими месяцами ранее сырьевые рынки взволновал Иран со своей ядерной программой. Инвесторы опасались, что резкое охлаждение отношений между американцами и иранцами может привести к очередному военному конфликту. Если бы войска США действительно вторглись в Иран, то предугадать, до каких вершин поднялись бы цены на нефть, было бы просто невозможно: Иран является четвертым по величине производителем нефти в мире.

Президент США Джордж Буш, видимо, ощутив себя виноватым за повышение цен, в апреле принял меры для стабилизации рынка. В частности, Штаты временно прекратили пополнять Стратегический нефтяной запас, что существенно увеличило предложение на рынке.

Другие факторы, повлиявшие на рост цен на нефть в 2006 году, можно назвать незначительными. На протяжении всего года в Нигерии захватывали иностранных нефтяников, а нефтепроводы взрывали или нещадно обворовывали. На Аляске из строя вышел трубопровод, соединяющий самое больше месторождение на Аляске с конечными потребителями. А в России сломался нефтепровод «Дружба», что ограничило поставки топлива в Прибалтику.

Все ниже и ниже

Если российский фондовый рынок в 2006 год рос и рос, то с курсом доллара наблюдалась обратная динамика: он падал и падал. Если еще 11 января продать американскую валюту можно было за 28,4 рубля, то к концу года обменники предлагали купить доллары за 26,1-26,2 рубля, что является минимумом с далекого и кризисного 1999 года. Евро на этом фоне не только не подешевел, но и даже вырос по отношению к рублю: в конце года за европейскую валюту давали около 34,65 рубля, а в начале года — 34,36 рубля.

На мировом рынке евро также совершил значительный рывок по отношению к доллару — с 1,18 доллара до 1,31 доллара за один евро. В 2006 году было зафиксировано три скачка европейской валюты: в январе, апреле-мае и ноябре. Несложно заметить, что весной падение доллара снова было связано с ситуацией в Иране.

Однако в России доллар падал не только из-за внешней конъюнктуры. Дело в том, что важнейшей задачей правительства в 2006 году было снижение темпов инфляции. Инструментов для выполнения этой цели у монетарных властей было не очень много. Поэтому-то и было решено воспользоваться падением доллара на мировом рынке, чтобы укрепить рубль и сдержать рост цен.

Но серьезное подорожание отечественной валюты вызвало недовольство со стороны российских экспортеров. Они получают за свой товар именно доллары. Чтобы пустить деньги в производство, экспортеры вынуждены менять их на рубли. Таким образом, чем дороже отечественная валюта, тем сложнее компаниям получать дополнительные прибыли.

Жалобы экспортеров дошли до Владимира Путина к августу. На встрече с министром финансов Алексеем Кудриным он намекнул на то, что укреплять рубль до бесконечности невозможно. Центробанк к словам главы государства прислушался — рубль на некоторое время перестал расти, однако к ноябрю 2006 года снова резко опустился. Тогда стало окончательно ясно, что прогноз правительства по среднему курсу доллара в 28,6 рубля выполнен не будет.

Прогнозы

Традиционно в конце годовых обзоров должен следовать прогноз на будущее. Однако движение курсов валют и фондовых индексов в 2006 году еще раз доказало, что давать прогнозы — дело неблагодарное. Во всяком случае, такие неожиданности, как войну Израиля и Ливана или ядерную программу Ирана, предсказать не мог, наверное, никто.

Единственное, что можно сказать с уверенностью — это то, что по-прежнему большинство мировых рынков — как фондовых, так и валютных будет зависеть от цен на энергоносители. Пока альтернативы горючему топливу не придумано, Россия и другие добывающие страны будут извлекать из сложившейся ситуации дополнительные прибыли, а развитые страны — терять экономическую мощь.

lenta.ru