Тучи сгущаются над мировой экономикой
Амброз Эванс Притчард, Economist
Как правило, американские фондовые начинают падение примерно за четыре месяца до начала рецессии, предчувствуя сокращение прибылей. Примерно в течение 10 месяцев акции неумолимо дешевеют, пока падение в среднем не составит 26% по фондовому индексу S&P 500, в котором зарегистрированы крупнейшие компании США. Если после октябрьского падения цен на новые дома на 9,7% перспектива охлаждения рынка жилья выглядит устрашающе, возможно, настало время поберечь свои средства. Осеннее ралли на фондовом рынке принесло немало прибыли, однако рынок, растущий уже в течение четырех лет подряд, остается бычьим до мозга костей. По последним данным, объемы инсайдерских продаж акций директоров компаний по обе стороны Атлантики достигли своего максимума за последние двадцать лет, при этом соотношение продаж ко покупкам составило 60 к 1. Поэтому сейчас не имеет значения, где торговать акциями, на Wall Street или на лондонской бирже. Главную партию в этой пьесе играет фондовый индекс FTSE 100. Львиная доля прибыли приходит из-за океана, поскольку десятки российских и китайских компаний делают выбор в пользу лондонского рынка.
Ключевым фактором остается мировая экономика, а в последнее время она выглядит неважно. Очевидно, также думает и Хэнк Паулсон, который, перед тем как занять пост Секретаря Казначейства, успел заработать в Goldman Sachs $700 миллионов. Да, он возобновил деятельность кризисной команды, базирующейся в Вашингтоне с целью устранения "системного риска" на ослабевающем рынке. Что его беспокоит? 8 000 нерегулируемых хеджевых фондов с 1,3 трлн. долларов на руках и производными инструментами на сумму 370 трлн. "Здесь следует проявлять особую осторожность", - отмечает он. В статье Washington's Weekly Standard говорится о том, что Паулсон "опасается серьезного кризиса, который нанесет Америке сокрушительный удар". Да, Китай процветает, пока, но его доля мирового потребления составляет всего лишь 4%. Американцы делают покупки в шесть раз активнее и остаются спасительным якорем для международной системы. Процентная ставка повышалась 17 раз, с 1% в 2004 году до текущего уровня 5.25%, не удивительно, что темпы ее роста экономики неуклонно замедляются. А так называемые "большие заказы" на автотранспорт, компьютеры, авиа заказы и т. п. в октябре упали на 8.2%.
Средняя цена на жилье упала с $244,00 в апреле до $221,000 в прошлом месяце, при этом наиболее значительное снижение было зафиксировано во Флориде, Аризоне и Новой Англии. Строители опасаются, что снижение цен, вызванное снижением спроса и большим количеством непроданных домов, превратится в "смертельную воронку". А между тем, Международный валютный фонд придерживается своего традиционного "розово-восторженного" мнения: Америка отделается легким ослаблением; Азия и Европа, в свою очередь, пожнут плоды экономического роста; а мировая экономика продолжит свое шествие как ни в чем не бывало. Хорошо, если все разрешится именно таким образом, хуже, если Америка не сможет быстро встать на ноги и потянет за собой другие страны. В Японии уже появились первые тревожные признаки. Розничные продажи падают в течение 2 месяцев. Ситуация в стране не только не улучшилось, как ожидалось, напротив, она опять висит на волоске от дефляции. Рост евро раскачивает промышленность, которая и без того не слишком прочно стоит на ногах, что ведет остановке экономического развития. Франция упустила великолепную возможность поднять свою экономику, когда евро стоил 90 центов США, теперь же приходится тягаться с курсом на уровне $1.33. Не менее пагубно на экономике сказывается то обстоятельство, что заработная плата во Франции выплачивается в евро, а контракты на поставку заключаются в долларах. Хеджирование колебаний курсов валют - это временная мера, оттягивающая неизбежную встречу с реальностью.
Для промышленности Германии болевой порог составляет $1.40. Трудно сказать, что может удержать доллар от падения до этой отметки, поскольку финансовые рынки прогнозируют снижение учетной ставки в США в следующем году. Доходность, которая раньше помогала валюте держаться на плаву, может резко сократиться. Центральные банки Азии и России сыты долларом по горло. Возможно, они не станут сокращать свои долларовые инвестиции, но и новых делать не станут. Так кто же будет финансировать американский дефицит? По словам валютного гуру HSBC Дэвида Блума, "Америке требуется 3 триллиона в год только, чтобы выходить на ноль". Как правило, современные финансовые кризисы начинаются на периферии мировой экономики и разгораются по принципу цепной реакции. На этот раз проблемы с долларом ударят в самое сердце". Итак, зрелые экономики Европы и Японии не в состоянии выдержать падение доллара, тогда как сама Америка нуждается именно в слабом долларе, поскольку он поможет смягчить экономический кризис. Тем не менее, валюта Китая находится намного ниже уровня равновесия. Никто ничего не делает, чтобы найти выход из этой тупиковой ситуации. Сразу вспоминаются события 30-хх.
Согласно общему прогнозу, Америка быстро восстановится и сумеет избежать крупных неприятностей. Однако повышения ставок будут влиять на экономику еще около двух лет, поэтому, можно предположить, что самое худшее у Америки впереди. Еще не известно, как она справится со сложившейся ситуацией, учитывая рекордную задолженность на рынке жилья. Объемы кредитования росли на 8.1% в 2000 году, 2001 - 8.6%, 2002 - 9.7%, 2003 - 11.4%, 2004 - 11.1%, 2005 - 11.7% и продолжают расти до настоящего момента. А выплаты по кредитам также достигли рекордных высот - 13.9% от доходов населения. В прошлом году темпы поедания активов (и, следовательно, увеличения долгов) в США достигли 6% от ВВП,; в основном, средства, полученные под долю собственности жилья шли на финансирование образа жизни. Но больше этот фокус не пройдет. По словам профессора Нуриэля Рубуни из Университета Нью-Йорка, рецессия неизбежна. "Люди используют свои дома как банкоматы, однако, многие из них уже столкнулись с отрицательным собственным капиталом и, следовательно, лишением права выкупа закладной. Если рецессия на рынке жилья перейдет на производство, они столкнутся с более тяжелыми последствиями, чем предполагают".
Рынок облигаций уже бьет тревогу, не смотря на то, рынок собственного капитала все еще расслаблено спокоен. Уже 5 месяцев процентная ставка по казначейским облигациям (4.46%) остается ниже краткосрочной ставки (5.25%). Эта инвертированная кривая доходности - символ рецессии, дьявольский знак. И игнорировать ее - дело рискованное. Что бы ни произошло, ФРС придет на помощь. Вопрос в том, как скоро? Протокол заседания ФРС в декабре 2006 года говорят о том, что руководство продолжает беспокоиться по поводу инфляции, несмотря на то, что экономика уже давно повернула в сторону рецессии. Стреляный воробей, Алан Гринспен, однако, сумел настоять на своем, чувствуя, что экономика на краю обрыва. Но Бену Бернанке, знатоку инфляции, не хватает авторитетности, чтобы провернуть такой же фокус. Ему все равно придется действовать по правилам, не зависимо от того, что он думает по этому поводу. Поэтому задраивайте люки, шторм приближается.