Баланс сил в мировой экономике меняется. Это следует из различных прогнозов, в частности, Международного валютного фонда, а также из тех изменений, которые происходят внутри самого МВФ и других международных организаций.
В своем сентябрьском докладе "World Economic Outlook" МВФ повысил прогноз темпов роста мировой экономики до 5,1% в текущем и 4,9% в 2007 г. (ранее прогнозировалось, соответственно, 4,9% и 4,7%). Высоким ростом мировая экономика обязана развивающимся странам. По оценке МВФ, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах в 2006-2007 гг. сохранятся "очень высокие темпы роста". Например, Китай будет упорно расти на 10% как в 2006, так и в 2007 году. Хорошие темпы сохранятся и в СНГ: рост в среднем составит 6,8% в этом и 6,5% в следующем г., причем Россия практически будет соответствовать среднему уровню, а недосягаемым лидером останется Азербайджан с ростом ВВП, соответственно, на 25,6% и 26,4%.
Зато развитые страны, несмотря на достаточно благоприятную конъюнктуру, тормозят развитие мировой экономики. Экономика США замедлится с 3,4% в текущем году до 2,9% в следующем из-за снижения активности на рынке жилья. В Японии темпы роста спадут с 2,7% до 2,1%. Повышение налогов в Германии приведет к снижению темпов роста с 2% до 1,3%. В итоге страны G7 вырастут в этом году на 2,9%, а в следующем – на 2,7%.
Учитывая, что подобная картина наблюдается уже далеко не первый год (развивающиеся страны значительно опережают по темпам роста развитые), очевидно, что доля развивающихся стран в мировой экономике должна постепенно увеличиваться. Что, собственно, и происходит. "Статистические данные указывают, что в мире происходят радикальные перемены, – пишет The Economist. – На долю стран с развивающейся рыночной экономикой сегодня приходится более половины общемирового ВВП в пересчете на покупательную способность (что позволяет учитывать низкий уровень цен в менее богатых странах. Масса статистических данных указывает на то, что экономический баланс сил смещается от "развитых" стран (по сути, речь идет о Северной Америке, Западной Европе, Японии, Австралии и Новой Зеландии) в сторону государств с развивающейся рыночной экономикой, особенно азиатских". А МВФ в своем докладе посвятил Азии целую главу под названием "Азия растет: модели экономического развития и роста". В ней отмечается, что азиатские "тигры" за последние полвека (Китай – всего за четверть века) сократили разрыв с развитыми экономиками по уровню доходов на душу населения с 5,5 раза до менее трех. Реальный подушевой доход в регионе с 1950 г. увеличился в 7 раз, а в Китае с 1970 г. – в 81 раз!
Сегодня развивающиеся страны поглощают более половины потребляемых на планете энергоносителей и владеют большей частью мировых золотовалютных резервов, отмечает The Economist. Таким образом, развивающиеся страны суммарно живут "богаче" развитых. Растет их доля и в мировой торговле: если в 1970 г. они экспортировали 20% всех товаров и услуг в мире, то сегодня уже 43%. Конечно, они развиваются далеко не равномерно. Азия рвется вперед, Латинская Америка только-только набирает обороты, Африка по-прежнему серьезно отстает в развитии.
Среди развивающихся государств и стран с формирующимся рынком эксперты компании Goldman Sachs недавно выделили группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) – это наиболее влиятельные и перспективные представители данной категории. На них приходится порядка 40% совокупного ВВП развивающихся стран, а согласно прогнозам, через полвека они будут производить более половины мирового валового продукта. Goldman Sachs прогнозирует также, что к 2040 г. в десятку крупнейших экономических держав мира будут входить Бразилия, Россия, Индия, Китай и Мексика.
По мнению The Economist, можно спорить лишь о сроках перераспределения сил в мировой экономике, но то, что рано или поздно оно произойдет – сомнению не подлежит. Соответственно, претерпит изменения и весь миропорядок: Запад неизбежно утратит свою главенствующую роль в мире. "Нынешние перемены не столь уж удивительны, – отмечает The Economist. – Стоит заглянуть поглубже в историю, и мы поймем, что происходит восстановление прежнего мироустройства. Китай и Индия были крупнейшими экономическими державами мира до середины XIX века, когда технический прогресс и дух свободы позволили Западу одним рывком вырваться вперед". Теперь мы видим, что западные "спринтеры" выдохлись и замедлили бег, а весь остальной мир их догоняет, чтобы восстановить прежнюю картину на геополитической карте.
Развивающиеся страны уже стремятся инициировать некоторые изменения в институциональной системе мировой экономики и международных отношений. МВФ и Всемирный банк, Совет Безопасности ООН и G7 – эти структуры все меньше отражают истинный расклад сил в мире. Развивающиеся страны хотят иметь большее влияние на выработку решений этих организаций и всей политики мирового масштаба.
Первым из перечисленных структур начал изменяться МВФ. В сентябре его акционеры проголосовали за увеличение квот участия Китая, Южной Кореи, Турции и Мексики в уставном капитале фонда. Увеличение небольшое – суммарно всего на 1,8% (квота Китая увеличилась с 2,93% до 3,65%, Южной Кореи – с 0,76% до 1,33%, Мексики – с 1,196% до 1,431%, Турции – с 0,453% до 0,548%). Но это лишь начало реформирования МВФ, которое обещает быть довольно серьезным. Предполагается дальнейшее перераспределение квот с учетом доли каждой страны в мировой экономике. Некоторым странам придется отказаться от части своей квоты. Но сначала в течение двух лет фонд будет вырабатывать формулу такого перераспределения. А ведь эти квоты определяют количество "голосов" каждой страны при принятии решений фондом и объем доступных ей заимствований. Пять крупнейших квот пока по-прежнему остаются за США, Японией, Германией, Францией и Великобританией. Но Китай уже добрался до шестого места и в дальнейшем будет, очевидно, теснить мировых "грандов". Впрочем, другие страны БРИК вряд ли смогут далеко пройти по стопам Китая. Например, квота России составляет 2,74% и, видимо, будет уменьшена; глава Минфина Алексей Кудрин смог лишь заверить, что потери в квоте будут несущественными. Однако место и роль России в миропорядке, который устанавливается на планете, пока толком не ясны. Скорее всего, ее роль в мире будет определяться не столько масштабами экономики, сколько запасами природных ресурсов, территориальной протяженностью и человеческим потенциалом (если, конечно, все это удастся сохранить).
Утро