В этом уверены чиновники Международного энергетического агентства (IEA). Именно так высказался сегодня заместитель исполнительного директора этой организации Уильям Рамсей, прокомментировав факт снижения квот на поставку топлива на мировой рынок нефтяным картелем.
Сегодня в рамках Третьего инвестиционного форума «Московский бизнес-диалог» заместитель исполнительного директора Международного энергетического агентства (IEA) Уильям Рамсей достаточно жестко высказал официальную позицию своего ведомства относительного шагов, предпринятых Организацией стран-экспортеров нефти (OPEC). С сегодняшнего дня вступил в силу протокол, подписанный 19 октября министрами нефти стран, входящих в блок ОПЕК. Согласно принятому на последней конференции нефтяного картеля решению, с 1 ноября, то есть, с сегодняшнего дня объемы экспорта «черного золота» на мировой рынок снижены на 1,2 миллиона баррелей в сутки. Для сравнения: до сих пор ОПЕК придерживалась максимальных квот на поставку горючего в размере 28 миллионов баррелей (по неофициальным данным, объемы были еще выше – порядка 30 миллионов баррелей).
Мотивацией к снижению квот поставок стала ситуация на топливном рынке, где котировки основных видов горючего снизилась более чем на 20% начиная с июля месяца; именно тогда были зарегистрированы рекордные показатели цены для этого года вблизи отметки 80,00 долларов за баррель. Текущее состояние рынка сильно отличается от той ситуации: уже больше месяца цены на нефть «топчутся» в районе 60,00 долларов за баррель из-за ряда факторов, способствующих снижению цен. В их числе аналитики выделяют самые важные: рост коммерческих запасов топлива в США, приемлемые погодные условия и отсутствие угрозы ураганов, способных нанести вред нефтеперерабатывающей промышленности США (напомним, сезон ураганов заканчивается в ноябре), а также мягкие прогнозы синоптиков относительно будущей зимы - по словам метеорологов, средняя температура зимой будет невысокой относительно нормы.
Это уж не говоря про экономику США, которая переживает спад темпов роста и поэтому, видимо, не будет нуждаться в дополнительных энергетических подпитках в ближайшее время, следовательно, на рынке имеется вероятность возникновения профицита и излишков топлива.
На этом фоне опасения ОПЕК, а вернее сказать – желание искусственно вздуть цен – вполне понятно. Также понятно рвение главы нефтяного картеля Эднунда Даукору, который выступает главным ревностным поборником возврата нефтяных котировок в более высокие ценовые диапазоны. Поскольку он является помимо прочего министром нефти Нигерии, его прямой интерес - в получении бюджетом страны дополнительных доходов от продажи «черного золота». Даже с учетом того, что Нигерия - крупнейший экспортер горючего в Африке, все равно объемы добываемой там нефти не способны тягаться с такими членами картеля как Саудовская Аравия или Кувейт. Вот и остается лишь лоббировать свои интересы полу-топорными методами.
Впрочем, если бы остальные члены картеля были против снижения квот, вряд ли бы они проголосовали в пользу этого на специально созванной досрочной конференции 19 октября. И уж тем более, вряд ли бы министры нефти других стран (в том числе, того же Кувейта) стали бы открытым текстом говорить о том, что в следующий раз на конференции 14 декабря возможно очередное урезание квот, если теперешняя мера не поможет.
А тот факт, что в IEA недовольны этим шагом ОПЕК, нет ничего удивительного. Ни для кого не секрет, что Международное энергетическое агентство является «международным» в большей степени лишь формально, а фактически занимает позицию про-американскую и про-европейскую, то есть, не вполне согласна со многими аспектами энергетических тезисов, выдвигаемых Востоком. Далеко за примером ходить не надо: поиски ядерного оружия в Ираке, молчаливое согласие с американцами на «бодание» с Ираном и его урановыми технологиями, яркое осуждение действий Северной Корее, а ранее – Индии. Словом, позиция у IEA, может, и правильная, но сугубо про-западная. Так что, фраза У. Рамсея о том, что «мы не видим причин для сокращения добычи из-за обеспокоенности, что цены могут опуститься ниже 60,00 доллара за баррель» - не более, чем попытка махать кулаками после драки: квоты-то уже снижены…
ИА "Объединённые рынки (UMIS)"