Текущая неделя войдет в историю Японии. Правительство этой страны поднимает налог на продажи в первый раз за 17 лет. В последний раз японские политики прибегли к этой непопулярной мере в апреле 1997 года, последствия этого решения были достаточно суровыми. Это решение послужило началом длительного периода рецессии, которая позже переросла в стагнацию и дефляцию. Месяц повышения налогов индекс Nikkei 225 и пара USD/JPY завершили ростом, однако на следующий месяц произошла коррекция курса доллара по отношению к иене на 13%. Ралли фондового рынка продолжалось некоторое время, однако в июне индекс Nikkei сформировал максимум и обвалился в 28% в течение следующих 6 месяцев.
Поскольку с 1 апреля 2014 года по инициативе премьер-министра Абе произошло повышение налога на продажи на 3%, можно ли ожидать того, что японский фондовый и валютный рынок проделают тот же путь что в далеком 1997 году? В связи с тем, что население Японии быстро стареет властям этой страны необходимо найти средства для оплаты растущих расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, при том, что количество трудоспособных японцев неуклонно сокращается. Повышение налога с 5% до 8% в начале апреля и до 10% с октября 2015 года преследует целью сократить дефицит государственного бюджета на 50% уже в следующем году, а в 2020 году сделать бюджет профицитным. Повышение налога является поэтапным, правительство Абе надеется, что домохозяйства лучше подготовлены к этому печальному событию, так как в предыдущие годы произошло снижение подоходного налога. Абе также выражает надежду на то, что японцы поймут: данное трудное решение было принято, чтобы построить мощный фундамент для будущего Японии, что позволит поддержать доверие потребителей.
Мы же полагаем, что надежды японского правительства чрезмерно оптимистичны, учитывая медленные темпы роста заработных плат в Японии. Однако шок может быть небольшим, так как есть возможность, что Банк Японии введет новый раунд стимулирования экономики. Кроме того существует отличие между текущей ситуации и Азиатским финансовым кризисом, который разразился вскоре после повышения налогов в Японии в 1997 году. Но есть и сходство. Тогда именно уверенность в японской экономике позволила правительству Японии повысить налоги, но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить рецессию.
Повышение налога на продажи – самый большой риск для японской экономики в этом году. Чтобы иметь представление о том, как USD/JPY и Nikkei будут реагировать на это событие, мы решили проанализировать реакцию рынков на повышение налогов в 1997 году. В месяцы, предшествовавшие повышение налога в 1997 году экономика росла достаточно быстрыми темпами. Так в 4-м квартале 1996 года экономический рост составил 6.1%. Рост оставался относительно сильным и в 1-м квартале 1997 года – 3%. В квартал, когда произошло повышение налогов, экономика сократилась на 3.8%. Перед повышением налогов японский фондовый рынок падал, однако в следующие три месяца после этого события индекс Nikkei пошел вверх. Летом, однако, акции начали долгосрочное снижение. Продажи USD/JPY были мощными, но достаточно краткосрочными. Между апрелем и июнем пара упала на 13%, но затем произошло мощное восстановление. Подобного же рода поведенческий паттерн демонстрировали кроссы с участием иены.
Пойдет ли Банк Японии на принятие новых стимулирующих программ? Судя по всему, ЦБ приберегает это оружие до того момента, когда экономика будет больше всего нуждаться в нем, что произойдет после повышения налогов. Мы уверены в том, что Банк Японии ответит на замедление экономического роста в ближайшие месяца расширением программы количественного смягчения. Премьер-министр Абе также имеет возможно снизить корпоративные налоги. Он уже сделал это в 2013 году и оставил такую возможность для 2014 года. В настоящий момент японское правительство ведет себя спокойно, утверждая ,что учло замедление темпов экономического роста и не будет реагировать на временные факторы. Однако, если Банк Японии увеличит объем выкупа активов, а японское правительство объявит о сокращении корпоративных налогов, любые распродажи USD/JPY в ближайшие месяцы будут краткосрочными. Если же власти будут упорно отказываться от новых стимулов до следующего года, то пара может подвергнуться сильной коррекции, которая может быть сопоставима с движением 1997 года, поскольку многие инвесторы настроились на возможность смягчения монетарной политики. Однако нам трудно представить сценарий, при котором японские власти не будут предпринимать никаких мер, а просто будут наблюдать, как экономика скатывается в стагнацию.
©
Kathy Lien,© Перевод:
www.kroufr.ru