Это страна, жители которой работают меньше часов, чем почти в любом другом государстве. Рабочая сила не отличается особой продуктивностью, а дети проводят в школе времени меньше, чем в большинстве соседних стран.
С первого взгляда, у такой страны нет шансов на экономический успех.
Однако вышеописанная страна – Германия, промышленный центр Европы и второй по величине экспортер в мире, государство, чья экономика в одиночку смогла остановить экономический спад Европы, и единственное государство, которое располагает достаточными ресурсами, чтобы сохранить жизнеспособность евро.
Если взять в расчет, что среди 43 стран-членов ОЭСР только в Голландии количество рабочих часов меньше, чем в Германии, а немецкие дети тратят в школах на 25% времени меньше по сравнению с итальянскими школьниками, при этом в одной только Европе есть шесть государств с более продуктивной экономикой, эти факты кажутся еще более странными.
Почему же экономика немецкая экономика столь мощна и чему бы могли поучиться у Германии другие страны?
Нет никаких сомнений, что Германия многое приобрела, после того как перешла на евро. После того как Германия вступила в союз со слабыми экономиками Южной Европы, была введена новая валюта, которая оказалась куда более слабой в сравнении с немецкой маркой. Это дало сильный импульс немецкому экспорту, который в результате оказался более выгодным для зарубежных потребителей. Однако этот факт только частично раскрывает секрет силы германской экономики.
Не менее важным фактором является низкая задолженность частного сектора экономики Германии. В то время как остальные европейские страны “пресытились” дешевыми кредитами, немецкие компании и частные лица отказались расходовать больше, чем они могли себе позволить.
Одна из причин этого, говорит Дэвид Коль, заместитель главного экономиста франкфуртского банка Julius Baer, в том, что реальные процентные ставки в Германии остаются стабильными в отличие от других европейских стран.
"В Великобритании, Италии, Испании и Португалии, например, более высокая инфляция означает то, что реальные ставки снизились. Таким образом, был огромный стимул занимать деньги", - говорит Дэвид Коль.
Но культурные различия также имеют большое значение. Попросту говоря, немцы относятся с неодобрением к идее заимствования денег и предпочитают жить по средствам. В отличие от коллег в других европейских странах, потребителям и предприятиям не требовалось урезать расходы, чтобы сократить уровень долга, в то время когда банки приостановили кредитование во время спада.
Наряду с этим сильное законодательство защиты труда, доверие рабочих предполагали, что правительство социал-демократов могло использовать свои тесные связи с профсоюзами, чтобы остановить инфляцию заработной платы.
Реформы заложили основу для стабильного и гибкого рынка труда. В то время как уровень безработицы в Европе и США взлетел в период глобального спада, в Германии было лишь незначительное число безработных.
Вести.Ru