Автор Тема: Госзаказ движет валютный рынок  (Прочитано 3817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал исследование, посвященное влиянию госрасходов на национальные валютные курсы. Последствия вливаний госсредств в экономику для курса национальной валюты зависят от формы господдержки, сферы бизнеса, которой она оказывается, а также нюансов налоговой политики. Однако в долгосрочной перспективе увеличение госрасходов, как правило, обеспечивает укрепление национальной валюты, что, в свою очередь, ведет к снижению конкурентоспособности его товаров на внешних рынках. Так, по расчетам МВФ, увеличение госрасходов с 4,6 до 6% ВВП вызывает двукратное укрепление национальной валюты. Отметим, что в РФ только доля госзаказа в ВВП за последние семь лет увеличилась с 5 до 10% ВВП.

МВФ опубликовал исследование, посвященное политике стимулирования экономического роста за счет увеличения госрасходов. Дискуссия относительно влияния госрасходов на национальный валютный курс имеет долгую историю. В теории, в краткосрочной перспективе госрасходы завышают валютный курс — однако впоследствии происходит возврат к его изначальному уровню. Ряд новейших исследований опровергли это предположение, доказав, что рост госрасходов (или госпотребления, как трактует их неоклассическая макроэкономика) приводит к занижению курса. Так, исследование аналитиков МВФ показало, что единого правила не существует: приведет ли вливание средств государства в экономику к занижению или завышению курса, зависит от характера господдержки, сферы бизнеса, в которую она будет направлена, а также общей налоговой политики государства.

Прежде всего, авторы отметили ключевое различие влияния на валютный курс самого направления финансирования в зависимости от стимулирования производства торгуемых товаров (не имеющих экспортных ограничений) или выпуска товаров, которые потребляются в стране-производителе. Так, в случае торгуемых товаров их производство мгновенно увеличивается, но вместе с ростом спроса государства растет и цена, приводя к снижению покупательной способности денежной единицы — то есть снижению реального валютного курса. В это время сжимается общее потребление — из-за занижения курса импортные товары становятся относительно дороже. В долгосрочной же перспективе валютный курс завышается ввиду того, что рынок приспосабливается к госрасходам (удовлетворяя возросший спрос новым предложением), а относительное увеличение доли торгуемых товаров ведет к увеличению положительного сальдо торгового баланса и как следствие — к укреплению национальной валюты.

В случае с увеличением госрасходов на закупки неторгуемых товаров в краткосрочной перспективе складывается диаметрально противоположная ситуация: укрепление нацвалюты вызывает рост потребления за счет дешевеющего импорта. Но на этом фоне снижается относительная доля выпуска торгуемых товаров в экономике, происходит ослабление обменного курса, и в долгосрочной перспективе из-за роста цен на импортные товары ресурсы постепенно возвращаются в торгуемый сектор. В итоге динамика валютного курса принимает U-образную форму, а субсидирование производства ведет к таким же эффектам, как увеличение госрасходов в неторгуемый сектор: так как субсидии выделяются для повышения его конкурентоспособности.

Влияния госрасходов на курс непосредственно зависит и от того, за счет каких источников финансируется увеличение госрасходов. В случае с увеличением фиксированных налогов ситуация, рассмотренная выше, не меняется. В случае увеличения налогов на производство торгуемого сектора, валютный курс снижается как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, и наоборот. В рассмотренной модели эффект увеличения госрасходов с 4,6 до 6% ВВП привел к изменению курса в среднем вдвое, то есть к значительному укреплению национальной валюты. При этом все три типа господдержки сказались на долгосрочном увеличении общего потребления и ВВП, провоцируя "сжатие" неторгуемых секторов относительно торгуемых. Отметим, в РФ (по данным ВШЭ) только доля госзаказа в ВВП за последние семь лет увеличилась с 5 до 10% ВВП. Впрочем, оценок давления такого уровня госрасходов на курс рубля в исследовании не приводится.

Коммерсантъ