"Barry Ritholtz в своем блоге The Big Picture опубликовал график S&P500 с учетом и без учета вклада акций финансовых институтов. Из него можно было бы заключить, что главный финансовый пузырь прошлого периода экономической истории мира сдулся, и теперь начался новый экономический и рыночный рост. По причинам наличия в прошлом пузыря, акции банков отстают от основного рынка, что, как раз, отражает новый, более разумный подход инвесторов к риску.
Но мы-то знаем, что это – не так или /лукаво/ не совсем так. Рост индексов именно такой впечатляющей амплитуды обусловлен смещением в балансах /balance shift/, при которых долг с балансов частного сектора смещается в государственный сектор, чьей задачей стоит как раз искусственное максимальное снижение риска /даже если эта задача – не прямая и основная, а, скажем так, вспомогательная*/, в том числе – если не главным образом – с помощью его "замазывания гримом" большой ликвидности.
Richard Koo из Nomura Securities прекрасно выразил и наше отношение к этой ситуации: "…Аргумент в пользу необходимости балансировки портфелей /описанным выше образом/ означает постановку телеги впереди лошади, в том смысле, что обычно сильная реальная экономика ведет к повышению цены активов, а не наоборот." Половина человечества забыла об этой старомодной аксиоме, а кое-кто просто полагал /и полагает до сих пор/, что это вообще не важно. Не пора ли вспомнить об этом, потому что кризис случился в точности по этой причине?
Однако описанное есть яркое свидетельство того, что QE3 или "не QE3" – очень, очень тяжелый выбор для всех для нас. Отсутствие действий ФРС может привести к полному краху идеи о балансировке бюджетов /портфелей/ и сильной коррекции рынков, обоснованием роста для которых была именно эта идея. Может ли вообще ФРС остановится теперь? Продолжение QE – путь в стагфляцию, путь к кризису госдолга, валютного рынка и, вероятно, новой рецессии. При этом мы – все в одной лодке, увы".
*Прямая и конечная задача состоит, как мы не раз писали, в создании "эффекта богатства" и стимулировании таким образом расходов потребителей. "Эффект богатства" – это категория как раз из прошлой экономической парадигмы; в ее основе лежит увеличение стоимости активов и снижение стоимости заимствований. Должен был быть достигнут эффект улучшения балансов; это – попытка лечить непосредственные симптомы болезни: сам пик кризиса был вызван падением цены активов, теперь эти активы надо вернуть на прежние ценовые уровни. Довольно примитивно, надо сказать… Или, точнее, высокомерно: "Мы построили идеальную, совершенную машину, она не сломалась, надо просто подбавить бензина!"
(c)
Николай Кащеев, Сбербанк РФ