Несмотря на то что “апокалипсис” доллару и США пророчат уже не одно десятилетие, пока они по-прежнему остаются основной резервной валютой и экономикой № 1 в мире. И все же позиции как доллара, так и Америки сегодня при всей их внешней силе далеко не самые крепкие.
Система частных банков в Штатах трещит по швам. Сектор недвижимости - в свободном падении. На фоне потерь в стоимости жилья и финансовых активов можно сказать, что мир стоит на пороге серьезного кризиса бумажных валют (fiat currencies). Когда мировая экономика дает сбой, подобный тому, который мы наблюдаем сегодня, каждому приходится волей-неволей задумываться: чего стоят те обещания мировых центробанков, которые напечатаны на бумаге, и сколько они будут стоить завтра? Да, пока доллар остается в игре, система будет продолжать работать. Но долго ли продлится это шаткое равновесие? Дисбалансы как внутри Америки, так и в ее отношениях с внешним миром сегодня велики как никогда. Многие из этих факторов представляют реальную угрозу для доллара в этом году.
Коллапс TreasuriesКазначейские облигации США сегодня рассматриваются как пример одного из крупнейших девяти (и, возможно, одного из последних) пузырей. В условиях deleveraging, потерь на фондовых и товарных рынках, обвала котировок национальных валют, treasuries сегодня являются для крупных компаний, банков и целых стран прямым эквивалентом прятанья денег под матрас. Краткосрочные векселя практически не приносят доходности: это инвестиции с целью просто не потерять и получить свои деньги обратно. Уровни доходности по более длинным “нотам” чуть выше, но все равно находятся на минимальных уровнях. Малейший намек на то, что крупные держатели американских облигаций, будь то Китай или Япония, начинают выходить из них, может спровоцировать эффект снежного кома, и вслед за ними бросятся остальные.
Да, с одной стороны, ФРС может попытаться “монетизировать” внешний долг США (по наблюдению ряда экономистов, этот процесс уже начался), т. е. будет выкупать эти облигации за напечатанные доллары, тем самым принимая эти бумаги на свой баланс. Но, даже если правительство США не будет вмешиваться, последствия все равно будут очень серьезными: крах treasuries будет фактически означать, что американская финансовая система неплатежеспособна, и это вызовет панику и массовое изъятие вкладов из банков. Это означает расплату по застрахованным депозитам на сумму в 6,5 трлн долларов по всей стране плюс 1,5 трлн застрахованных банковских займов, которые должны быть погашены в первую очередь.
Таким образом, какой бы вариант правительство ни выбрало, чтобы смягчить последствия лопания пузыря в treasuries, печатные станки будут запущены на полную мощность. Наивно полагать, что правительство, которое сегодня продает гособлигации для того, чтобы финансировать различные программы по спасению компаний и затыканию дыр в бюджете, в дальнейшем деньги печатать перестанет. Как раз наоборот: в нынешней ситуации, при отсутствии других источников финансирования, продажа treasuries как раз является обещанием печатания деньги в дальнейшем.
Продажа долларовых активов зарубежными центробанками Большинство государств, которые в последние годы финансировали дефициты платежного баланса США, либо уже начали активно продавать свои долларовые резервы в конце 2008 года, либо планируют начать этот процесс в этом году. И хотя это мера носит вынужденный характер (центробанкам приходится поддерживать валюты своих стран), в перспективе это также является негативным фактором для доллара.
Страны-нефтеэкспортеры, которые за предыдущие несколько лет успели привыкнуть к солидным прибылям от продажи сырья, теперь вынуждены для поддержки экономики своих стран прибегать к накопленным резервам. Так, Саудовская Аравия впервые за семь лет приняла на 2009 год проект дефицитного бюджета. Этот дефицит будет финансироваться за счет аккумулированных резервов. Россия уже продала 20% от своих ЗВР (которые в 2008 году достигли значения 598,1 млрд долларов) и дальше, скорее всего, будет поддерживать экономику страны и котировки национальной валюты за счет нефтеприбылей последних лет. Многие развивающиеся экономики находятся в схожем положении. Индия, например, также вынуждена продавать свои долларовые резервы для поддержки курса рупии. Резервы страны, достигшие в мае 2008 года рекордного уровня 316,2 млрд долларов, на конец года сократились на 62,2 млрд долларов. Скорее всего, большую часть из оставшихся 254 млрд придется потратить в 2009 году для поддержки экономики страны и национальной валюты.
Серьезные трудности испытывают и развитые страны. Обвал в экспортном секторе и объемах промышленного производства Японии означает, что эта страна не будет в 2009 году финансировать дефицит торгового баланса США. Причем даже если рассмотреть только эти четыре отдельно взятые страны - Саудовскую Аравию, Россию, Индию и Японию, - то в глаза бросается огромное количество долларовых активов - примерно 2 трлн долларов. Если текущие тренды в мировой экономике продолжатся, в этом году иностранные центробанки будут вынуждены продать активов на сумму, по крайней мере, 1 трлн долларов. Это не может не оказать серьезного давления на позиции американской валюты.
Ухудшающийся торговый дефицит США Дефицит торгового баланса Америки продолжает ухудшаться: хотя объем импорта сокращается, экспортный сектор заваливается еще быстрее. Американский промышленный сектор сконцентрирован на производстве товаров, которые наиболее серьезно подвержены снижению спроса в ходе экономического замедления. Оборудование для горнодобывающего и строительного секторов, гражданская авиация, автомобили - все это товары длительного пользования и средства производства, а спрос на них со стороны развитых стран падает гораздо более быстрыми темпами, чем спрос на дешевые потребительские товары. В результате торговый дефицит продолжает расти, создавая еще один фактор давления на американскую валюту.
Китай и юань Несмотря на очевидное ухудшение торговой динамики, Китай находится в более выгодной ситуации, чем многие страны. Торговый баланс по-прежнему остается профицитным, и, в отличие от США, объем импорта падает гораздо более быстрыми темпами, чем объем экспорта. В результате юань испытывает на себе серьезное повышательное давление. Для того чтобы придерживаться прежней привязки к доллару, Китаю придется не только финансировать гигантский торговый дефицит США, но также и дефициты других стран по всему миру, которые продают свои долларовые резервы. Если объем импорта продолжит падать текущими темпами (17-18% в месяц), Поднебесной в этом году придется приобрести долларовые активы на сумму почти 1 трлн долларов. Однако попытка поддержать доллар означает девальвацию национальной валюты без какого-либо стимулирующего влияния на собственную экономику. В этом свете вполне понятны заявления главы Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня о том, что “доллар вряд ли будет стабильной валютой в 2009 г. и в дальнейшем”. Китайцы сами хотят сделать юань международной резервной валютой и уже предприняли первые шаги в этом направлении. На начальном этапе юань будет использоваться в сделках с соседними странами в азиатском регионе, но власти КНР обещают, что это только первый шаг в долгосрочном процессе превращения юаня в мировую резервную валюту.
Новая волна протекционизма в мире В этом свете становятся понятны опасения американской стороны: на горизонте маячит потенциальная торговая война с Китаем. Тимоти Гейтнер, новый министр финансов США, в одном из своих последних выступлений отметил, что китайская сторона продолжает манипулировать курсом юаня в своих целях, намеренно занижая его. В перспективе это может означать возвращение к протекционизму во многих странах. В 1930-е годы прошлого века, в разгар Великой депрессии, правительства большинства стран пытались решить свои проблемы, воздвигнув торговые барьеры. С одной стороны, они защищали национальную промышленность и выполняли пожелания профсоюзов. Но с другой, как отмечали многие критики протекционизма, спровоцировали еще более сильный спад мировой экономики и усугубили кризис. Кроме того, протекционизм уже довольно давно рассматривается как одна из причин начала многих войн. По меткому выражению французского экономиста XIX в. Фредерика Бастиа, “когда товары не могут пересечь границы, это делают армии”.
Постоянная необходимость “спасения” В течение кризиса правительство США уже пошло на целый ряд bailouts, или, иными словами, не раз было вынуждено “спасать” от краха различные банки и компании, вливая в них средства налогоплательщиков. Однако эта эпопея со “спасениями” еще очень далека от завершения.
Согласно последним прогнозам, 43 штата стоят перед лицом серьезных дефицитов в своих бюджетах как на этот год, так и на ряд последующих лет. Финансовые резервы во многих штатах исчерпаны, в результате им придется существенно сокращать свои расходы и поднимать налоги. Подавляющее большинство нуждается в больших пакетах госпомощи и по примеру Калифорнии уже обратилось за ней в Конгресс.
На фоне ухудшения ситуации в экономике и на рынке труда во многих штатах с трудностями столкнулись такие организации, как фонды помощи безработным. Калифорния, Мичиган, Миссури, Нью-Йорк, Огайо, Южная Каролина, Висконсин, Индиана, Кентукки, Арканзас - в этих штатах резервов для выплат пособий по безработице, по оценкам специалистов, хватит в лучшем случае на несколько месяцев. После предоставления помощи банковскому сектору в размере сотен миллиардов долларов правительству не остается ничего другого, как помочь рядовым гражданам, даже если это приведет к необходимости печатать еще большие объемы денег.
Федеральный пенсионный фонд США - PBGC (Pension Benefit Guaranty Corporation) - также испытывает серьезные трудности. Согласно государственной программе, этот фонд обеспечивает страхование пенсий 44 миллионов американцев. По самым оптимистичным подсчетам, в настоящее время фонд испытывает недофинансирование в размере 11 млрд долларов. Ухудшение финансового положения во многих компаниях приводит к тому, что фонду приходится брать к себе на баланс частные планы страхования, большая часть которых также испытывает недостаток финансирования. Кроме того, руководство многих компании в последние месяцы перевело значительную часть портфеля компании из treasuries в более рискованные активы - акции. Однако надежды на подъем фондовых рынков не оправдались. По прогнозам, к концу 2009 года правительству придется спасать PBGC. Еще одним кандидатом на “спасение” является сектор недвижимости. Пакет мер, направленный на поддержку этого сектора ранее, не смог остановить падение цен - все большее число американцев оказываются в положении underwater equity, когда стоимость их недвижимости уже опустилась ниже суммы кредита, на который они ее купили и по которому им необходимо расплачиваться. Так что, скорее всего, правительству Обамы придется принимать новый, более крупный пакет мер для поддержки домовладельцев.
Дефицит бюджета США Новости о том, что Америка в этом году столкнется с рекордным для себя дефицитом бюджета, также отнюдь не добавляют привлекательности позициям доллара. Пока что на первые два месяца 2009 года дефицит превышает 400 млрд долларов. Для того, чтобы представить, во что выльется общая цифра за год, надо учесть: 1) стоимость продолжающихся кампаний в Ираке и Афганистане; 2) стоимость программ по поддержке банковского сектора, таких как TARP; 3) стоимость предстоящих пакетов мер по спасению автомобильной промышленности; 4) стоимость нового пакета мер по стимулированию экономики; 5) стоимость осуществления программ, обещанных новой администрацией США. Вдобавок к этому следует учесть потери по налоговым сборам в этом году в результате ухудшения ситуации в экономике. По ряду оценок, они составят примерно 500 млрд долларов. В общей сложности дефицит бюджета США может составить не объявленные 1,2 трлн долларов, а все 2 трлн долларов.
В результате для покрытия дефицита правительство будет вынуждено продать гособлигации на сумму крайней мере 2 трлн долларов. Добавьте к этому один триллион долларовых активов, которые продадут центробанки в этом году, и перемешайте с еще одним триллионом на пакеты мер по поддержке всех и вся в американской экономике. Получается, что в 2009 году США будут вынуждены продать treasuries на сумму 4 трлн долларов. Кто будет покупать их? Скорее всего, ФРС. А платить за них Центробанк будет свеженапечатанными деньгами.
В принципе каждый из перечисленных факторов в отдельности представляет серьезные риски для доллара. Вполне возможно, что, для того чтобы равновесие нарушилось, понадобится причина, которая станет “спусковым крючком” для обвала доллара.
“Черный лебедь” для американского доллара До открытия Австралии люди в старом мире считали, что все лебеди - белые, и в этой вере не было ничего удивительного, так как она полностью подтверждалась эмпирическими данными. Обнаружение первого черного лебедя было большим сюрпризом для орнитологов. Этот пример иллюстрирует ограниченность нашей способности учиться на основании опыта и хрупкость всего нашего знания.
Нассим Талеб, эссеист, эпистемолог, исследователь, практик по математическому финансированию, ввел в научный лексикон термин, который так и звучит - “черный лебедь”. Под ним понимается событие, имеющее три следующих атрибута: 1) оно необычно и лежит за пределами наших ожиданий; 2) последствия этого события крайне велики; 3) несмотря на нерядовой характер этого события, человеческая природа заставляет нас придумывать такие объяснения этому событию, что задним числом оно выглядит объяснимым и предсказуемым. Появление персонального компьютера, интернета, Первая мировая война, теракты 11 сентября - все это примеры событий из ранга “черный лебедь”.
Мы пытаемся предсказать, что будет с долларом через несколько лет или нефтью лет эдак через 10-20 лет, но не можем с точностью сказать, сколько они будут стоить следующим летом. Поэтому, по мнению Талеба, эксперты знают не больше обычных граждан о будущем, но умеют продавать свои предсказания с помощью графиков и цифр.
Несмотря на многие предупреждения (в частности, со стороны адептов австрийской школы экономики), кризис subprime в США и его последующее перетекание в глобальный экономический кризис, который мы имеем сегодня, стал для основной массы экономистов, экспертов, да и простых граждан своего рода “черным лебедем”.
Не исключено, что доллар будет продолжать держаться даже на фоне растущих дисбалансов как внутри Америки, так и в ее отношениях с Китаем, с нефтеэкспортерами. Из доллара просто некуда бежать. Обвал котировок доллара и его потеря статуса резервной валюты - это хаос для всего мира.
Однако событие из разряда “Черный лебедь” может стать тем последним, решающим фактором, который спутает все карты, пошатнет нынешнее зыбкое равновесие и веру в США и доллар окончательно.
Глобалист