НАКАНУНЕУправляемая катастрофа мировой финансовой системы состоится не ранее 2009 года. Следующие 12 месяцев необходимы ее организаторам, чтобы минимизировать собственный ущерб в будущей драме и максимизировать негативные последствия для растущих конкурентов «западного» глобального проекта.
Начало года — время составления прогнозов. Дело вроде бы нехитрое, но только на первый взгляд. Проблема в том, что самое главное в профессии прогнозиста — обосновать свой прогноз. Для этого нужно взять несколько событий из уже прошедшего периода, в нашем случае — года, втиснуть их в некоторую тенденцию и потом продлить эту тенденцию на будущее. Поскольку событий много, а их комбинаций еще больше, то и тенденций у различных авторов получается много, и прогнозы у них получаются различные. Если, конечно, речь идет о настоящих прогнозистах, а не о тех, кто подгоняет свои рассуждения под заранее утвержденный (вариант — оплаченный) результат.
Не менее важен при составлении прогноза и выбор ключевых точек, событий, анализ которых позволяет выявить доминирующие тенденции. На взгляд автора, за минувший год их набирается вполне достаточно, чтобы построить на них вполне отчетливую картину эволюции мировой экономики в году наступившем.
Во-первых, к числу серьезных событий можно отнести то, что впервые официальные представители «западного» глобального проекта (к которым, в частности, можно отнести нового премьера Великобритании Г. Брауна) начали говорить о том, что современная структура мировых финансов нежизнеспособна.
Во-вторых, финансовый кризис в августе для США нонсенс, август — мертвый сезон в финансовой сфере. И есть серьезные основания считать, что он носит рукотворный характер — речь, возможно, идет о реструктуризации американской финансовой системы, попытках ее серьезного оздоровления.
В-третьих, операция по созданию «центра силы» в Евросоюзе (заключение Лиссабонского договора, предусматривающего введение постов президента и министра иностранных дел ЕС) была во многом проведена вопреки интересам основных союзников Вашингтона в регионе. Такие жертвы США, вообще говоря, не свойственны, и, значит, что-то очень существенное они должны были получить взамен. Скорее всего — поддержку Европы в части создания системы «атлантического единства». В этом смысле попытка реструктуризации американских финансов понятна: без нее объединение двух финансовых систем — США и ЕС — просто невозможно.
Но самыми главными все-таки стали другие два события. Одно — смена политики ФРС США, разворот от политики повышения ставки к ее снижению. Причем разворот этот не был очевидным: даже в рамках голосования членов комитета по открытым рынкам ФРС были споры. Но только на первом этапе. А вот дальше все четко выстроились в рамках единой стратегии. При этом других действий по изменению ситуации к лучшему не наблюдается, более того, не исключено, что в рамках ослабления денежной политики в финансовую систему влили денег даже больше, чем в нее поступало под фиктивные ипотечные активы. Тогда зачем же задействовать последний ресурс, действие которого явно ограничено во времени (ставку нельзя опускать ниже нуля)?
Другое событие — отказ Европы от колоссальных сельскохозяйственных субсидий своим производителям. Теоретически такой отказ долгое время был категорическим требованием развивающихся стран Латинской Америки, Африки и Азии, производителей которых страны Евросоюза не пускали на свои рынки. И на первом этапе могло показаться, что это событие лежит в одном русле с активностью, проявленной руководством Евросоюза в части вступления в ВТО России — то есть что страны Запада готовы пойти на уступки в рамках раунда в Дохе и реанимировать ВТО. Однако вступление России в ВТО пока не состоялось, и не очень понятно, когда состоится, а рынки Европы как были закрытыми, так таковыми и остались — только механизмы их контроля изменились. А значит, опять-таки дело здесь в другом.
Продожение статьи
здесь