Автор Тема: Крах “зеленого” грозит Россиии катастрофой  (Прочитано 3880 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн КозлевичАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 166
  • +4/-0
    • Просмотр профиля
Доллар продолжает играть важнейшую роль в обычной жизни наших сограждан. Это видно хотя бы по тому, что коллеги в редакции по три-четыре раза переспрашивают вашего покорного слугу о дальнейшей судьбе “зеленого”. А сама американская валюта, словно в насмешку, то падает, то опять приподнимается. Докатившись почти до 1,5 доллара за евро, она опять немного вернула прежние позиции. И к утру понедельника торговалась в паре доллар/евро на уровне 1,4635. Все эти процессы практически тождественно отражаются на курсе “зеленого” и по отношению к рублю.

Между тем судьба бакса вызывает отнюдь не только бытовой интерес. От того, что случится с долларом, зависит не только жизнь в самой Америке, судьба России, но и будущее развитие всей планеты. За исключением, пожалуй, каких-нибудь первобытных племен в джунглях Амазонки или на просторах африканских саванн.

Не бывает зеленей

Предрекающие долларовый апокалипсис недруги Америки в предвкушении краха крупнейшей финансовой системы мира готовы потирать руки. И их чаяния кажутся вполне обоснованными. Действительно, как подсчитали уже американские эксперты, государственный долг США растет со средней скоростью 1 миллион долларов в минуту. А каждый день он, словно бомба с тикающим часовым механизмом, увеличивается на 1,4 млрд. долларов.

В результате госдолг, как пишет уже не газета “Завтра”, а вполне себе респектабельная “Нью-Йорк таймс”, “складывающийся из совокупности дефицитов годовых бюджетов, с $5,7 триллиона, когда президент Буш пришел в Белый дом в январе 2001 года, достигнет $10 триллионов несколько раньше и сразу после того, как он уйдет (с поста президента) в январе 2009 года”.

А ведущий экономист международного рейтингового агентства “Стандарт энд Пурс” Дэвид Уэйс считает: “Если политика не изменится, то, по нашим оценкам, госдолг к 2050 году достигнет 350% ВВП”. По сравнению с нынешними 65%.

Пересчитав на душу населения, сейчас на каждом американце, включая грудных младенцев, натурализовавшихся китайцев и пенсионеров-индейцев, теоретически висит долговая кабала в 30 тысяч “зеленых”.

Но государственный долг США — это мелочи, даже не цветочки, а так — шелуха от семечек по сравнению с совокупным долгом этого государства. Который разные эксперты оценивают по-разному, но все равно в таких цифрах, от которых голова закружится даже у самого стойкого финансиста — от 30 до 50 триллионов долларов США.

Если учесть, что объем американского ВВП в прошлом году составил 13,2 трлн., то из такой долговой ямы в несколько годовых ВВП вылезти вроде как бы уже и некуда. Разве что в гроб.

И дело здесь даже не в том, что в Америке разгорается финансовый кризис ипотечного происхождения, о котором к нынешнему моменту только ленивый не написал. Это лишь один из многочисленных штрихов, а вернее, некий маленький толчок, с которого начинается разрушение всего карточного домика. Просто Соединенные Штаты Америки, имеющие самую передовую и мощную экономику, сейчас потребляют больше, чем производят. Сравним всего лишь две цифры: США производят примерно 27,5% всего мирового ВВП, а потребляют около 40%.

Справка “МК”: Некоторые эксперты утверждают, что объем производства экономики США составляет всего лишь около 20% мирового ВВП. Но если мы обратимся к цифрам, то, например, по результатам прошлого, 2006 года объем ВВП США составил 13,2 трлн. долларов, в то время как мировой ВВП за тот же период оценивается примерно в 48 трлн. То есть понятно, что 20% — это явно заниженная оценка.

К тому же надо учесть и еще такой фактор особенности американской экономики, что у них чуть ли не 70% ВВП — это не производство товаров и материальных активов, а оказание услуг. Что делает эту экономику в принципе еще менее устойчивой. И рано или поздно этот гигант должен рассыпаться.

Грубо говоря, страна, доминирующая на нашей планете, имеет совокупные долги, примерно равные производству всей экономики этой планеты за год.

США оттягивают конец

Сейчас очень многие эксперты не без оснований полагают, что слабый доллар и девальвация этой валюты способствуют частичному решению проблемы задолженности Америки, не стоит переоценивать эту тактическую задачу. Девальвация бакса лишь смягчает удар, но не блокирует его полностью, хотя бы по той причине, что американское казначейство вынуждено печатать все больше и больше бумажек с портретами президентов, которые затем (ирония ситуации) по большей части в самих США не задерживаются. Свыше 60% наличных долларов крутятся в остальных странах мира.

Вся модель американской экономики построена на кредитовании, а значит, на предоставлении финансовых ресурсов под будущее производство тех же товаров и услуг.

А началась нынешняя история в 1971 году, когда вследствие войны во Вьетнаме американская администрация отказалась от обмена доллара на золото. Тогда недовольство своих партнеров в западном мире властям США удалось погасить в достаточно короткие сроки, а “зеленые” остались в качестве мировой валюты, в которой проходят расчеты по львиной доле мировой торговли, в первую очередь сырьевыми товарами.

В самой же Америке из года в год печатали бумажки, исходя из собственных потребностей. Реальная ситуация в экономике, конечно, не могла не быть замеченной экономистами, но “своих пророков в родном Отечестве” не любят не только в России. А напечатать денег столько, сколько надо, чтобы заткнуть бюджетные дыры, — это самый простой путь. И с каждым годом таких бумажек требуется все больше. Хотя бы для того, чтобы обслужить (рефинансировать) уже старые, ранее сделанные долги и выдать финансовые ресурсы на новые. В середине 90-х Россия выпускала по такому принципу ГКО, все время наращивая свой долг. К чему это привело, мы все прекрасно помним.

При этом реальное обеспечение своей валюты материальными активами США свели к минимальным значениям. К примеру, золотой запас США может служить покрытием лишь для 5% имеющихся в обороте долларов.

Вслед за федеральными властями, выпускающими с каждым годом все больше никчемных бумажек, американская экономика выстроилась по той же модели.

Двигаясь по этому же пути, к нынешнему кризису подошел и ипотечный рынок. Что такое ипотечный рынок по-американски? Это гигантское количество закладных бумаг, которые заложены по нескольку раз. Поясним на достаточно простом примере. Приходит господин А в банк В и берет под залог покупаемого дома ипотечный кредит. Банк с радостью идет ему навстречу. Затем приходит господин С, которому также нужен кредит. А у банка нет денег на это. Что он делает в такой ситуации? Продает закладную господина А, а вырученные деньги отдает С. И закладная господина А путешествует дальше, может, даже до банка или господина Х. Под нее выдают все новые и новые деньги, обеспечением которых является лишь скромный домик господина А и оптимистическая уверенность всех участников цепочки в том, что каждое звено свято и нерушимо выполнит свои обязательства. Пузырь надувается и когда-нибудь может лопнуть.

На самом деле ситуация с долларом сравнима даже не с ГКО, а скорее с еще более печально знаменитыми “мавродиевками”. Когда глава и основатель компании “МММ”, “попив с утра кофию в приятном расположении духа”, определял, сколько будут стоить его бумажки сегодняшним днем. И сколько нормальных денег он выручит за свою макулатуру. Так и комиссия по ценным бумагам в США спускает заказ в казначейство на печатание нужного количества бумажек в следующем году, которые все потом считают деньгами. В общем, своего Кудрина, зорко стерегущего каждую копеечку, у Америки нет.

С каждым месяцем американские деньги все больше превращаются в валюту “на доверии”. Но почему же тогда, если исходить из логики, американские деньги остаются главной мировой валютой, а экономика США не рушится?

Стоп, машина! Всем — хандец!

Казалось бы, чего проще — остановить печатный станок и перестать накачивать экономику бумажками. Или отказать доллару в кредите доверия — деньги не наши, экономика тоже американская. Хай там все рушится.

Тем более что некоторые официальные лица администрации и финансовой системы США уже не раз в минуту откровенности позволяли себе циничные высказывания, обращаясь в том числе и к своим европейским партнерам и союзникам. Вроде следующего: “Слабость нашего доллара — это ваши проблемы”. Вот только, к сожалению, всей мировой экономике придет в этом случае капут. Если и не окончательный, то на пару десятилетий как минимум.

Во-первых, вспомним, что американцы потребляют больше, чем производят. Крушение доллара автоматически сократит их спрос, а значит, что экономики других стран останутся с произведенными, но не купленными товарами. Кризис перепроизводства вызовет остановку производства и падение жизненного уровня практически во всех развивающихся странах, поставляющих в США свою продукцию.

Не надо думать, что выросший в результате долларовой кончины евро стабилизирует ситуацию. Наоборот, уже сейчас практически все лидеры Европы требуют от администрации США предпринять меры по усилению доллара. Иначе, грозят они, как недавно президент Франции Николя Саркози, США рискуют спровоцировать “экономическую войну”.

Потому что суперсильный евро не нужен и самой Европе. Он вызовет падение конкурентоспособности европейских товаров на мировом рынке, снижение их закупок и, как следствие, опять же кризис перепроизводства, остановку производства, падение жизненного уровня, безработицу и прочие прелести.

Нам крах доллара также невыгоден. Причем еще больше, чем европейцам или американцам. Во-первых, по тем же самым причинам, что описаны выше. Ни Европа не сможет покупать наши нефть и газ, ни Штаты — наш металл и прочее сырье. А это значит, что экспортная выручка, на которой зиждется нынешнее благополучие России, сократится в несколько раз. Все накопленные заначки вроде Стабфонда и международных резервов, до недавних пор называемых золотовалютными резервами, разлетятся за пару-тройку лет. А может, и еще быстрее. Потому что надо будет отдавать на Запад занятые нашими компаниями, в первую очередь государственными, кредиты. После чего в России кончатся деньги на зарплаты бюджетникам и выплаты пенсионерам, а в страну резко сократятся импортные поставки продуктов питания. Напомним, что по продовольствию Россия зависит от импорта почти на 50%, если не больше. К тому же не забудем, что наш Стабфонд — это всего лишь три валютных депозита — в тех же долларах, евро и фунтах стерлингов. Причем примерно половина всех накопленных средств конвертирована в тот же доллар. А значит, если американская валюта рухнет, то их рыночная стоимость будет равна пшику.

И все же кризис доллара и нынешней модели американской экономики очень многие эксперты считают неизбежным. Вопрос в том, насколько власти США смогут его оттянуть. В том, что они это делают, тоже нет оснований сомневаться. Буквально на днях американские власти обнародовали решение заморозить ставки по высокорисковым ипотечным кредитам. Большинство экспертов сходится во мнении, что ФРС и дальше будет понижать учетную ставку, спасая американские банки от кризиса ликвидности.  А нам, да и другим странам мира необходимо готовиться к этому решающему перевороту, чтобы минимизировать потери. А еще лучше извлечь из кризиса свою пользу. Пусть и не в полном соответствии с поговоркой “лучшие money для Вани — юани”, но не игнорируя и эту перспективу. Впрочем, об этом, наверное, как-нибудь в другой раз. А пока мы к крушению США не готовы…

Боже, храни Америку! Или спаси. Ну пожалуйста. Потому что всем остальным придется от этого еще хуже.

Александр ГРИШИН.

«Московский Комсомолец»