Автор Тема: Бум, похожий на шок  (Прочитано 3689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн КозлевичАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 166
  • +4/-0
    • Просмотр профиля
Бум, похожий на шок
« : 25.06.2007 07:10 »
Российской экономике угрожают резкий рост доходов населения и обнуление внешнеторгового баланса

Сегодняшнее состояние российской экономики может вызвать эйфорию. И для этого состояния есть веские причины. Достаточно посмотреть на показатели роста ВВП (почти на 8% с начала года) или прирост объема инвестиций. В стране настоящий инвестиционный бум. По данным «Росстата», объем инвестиций в основной капитал в мае увеличился на 23,1% по сравнению с маем 2006 года. А если сравнивать с апрелем, то рост составил 29,9%. За январь--май 2007 года инвестиции в основной капитал увеличились на 20,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Показательны не только цифры, но и то, что, по оценкам аналитиков, меняется качество роста. Из спекулятивного, вызванного притоком капиталов на фондовый рынок, он становится инвестиционным. «И сейчас, если брать в абсолютном выражении, деньги вкладываются преимущественно в акции. Но в прошлом году такие финансовые вложения в пять раз превышали инвестиции в основной капитал, а сегодня такого превышения уже нет», -- говорит руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Однако все отчетливее звучат опасения, что в ближайшие годы бравурные марши постепенно затихнут. Эксперты уже слышат тревожные «звоночки». Налицо ряд тенденций, которые при бездействии правительства вполне могут привести к серьезным кризисным явлениям. Бить в колокола пока рано, но не слышать эти «звоночки» все опаснее.

Экономисты обращают внимание на резкое снижение положительного сальдо внешнеторгового баланса. По данным «Росстата», в январе--апреле 2007 года оно сократилось до 39,6 млрд долл. по сравнению с 49 млрд долл. годом ранее. Это стало следствием снижения темпов роста экспорта (он увеличился всего на 8,4%) в связи с падением цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть, и опережающим ростом импорта (на 40,4%). При этом львиную долю импорта продолжают составлять потребительские товары, мощный поток которых стимулируется постоянным ростом доходов населения.

По данным «Росстата», реальные располагаемые денежные доходы россиян (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились в январе--мае на 12% в годовом исчислении. В мае 2007 года доходы выросли на 11,9% к соответствующему периоду прошлого года. Номинальная среднемесячная начисленная зарплата в мае, по предварительным данным, составила 12,7 тыс. руб., что выше уровня мая 2006 года более чем на 25%. По итогам января--мая средняя зарплата россиян выросла на 27% в годовом исчислении.

Если темпы роста российского импорта и экспорта сохранятся, уже довольно скоро произойдет обнуление торгового баланса. Как считает, например, старший экономист компании «Уралсиб» Владимир Тихомиров, это может случиться «в течение 12--24 месяцев». Глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич напоминает, что Центробанк ожидает приближение к нулю платежного и торгового баланса в 2009--2010 годах.

При этом, как сказал «Времени новостей» г-н Тихомиров, «если будет небольшое положительное сальдо торгового баланса или близкое к нулю, на данном этапе это станет определенным благом: снимется давление на национальную валюту в сторону укрепления». Между тем, если положительный торговый баланс сменится отрицательным, могут начаться проблемы. «Дефицит надо будет покрывать. То есть где-то занимать. И не важно, кто это будет делать -- частный ли сектор или государство. Важно, что у нас начнет расти долг. Сначала, не исключено, внутренний, а потом, когда внутренние ресурсы будут исчерпаны, и внешний», -- говорит г-н Тихомиров.

Понятно, что при нынешнем уровне долга такое развитие событий пугать особо не должно. Сегодня совокупный внешний долг России составляет ориентировочно 350 млрд долл., или примерно 35% ВВП. Государство должно 50 млрд долл., компании -- 300 млрд долл. Но, с другой стороны, при возможном снижении цен на нефть (не факт, что иные источники доходов, основанные на инновациях, на которые уповают в правительстве, позволят компенсировать нефтяную недосдачу) и, напротив, на фоне увеличивающихся финансовых обязательств государства возможности для безопасного для страны долгового маневра рано или поздно будут исчерпаны.

Пессимисты предрекают следующий сценарий: обнуление торгового и платежного баланса вызовет ослабление рубля, а это, в свою очередь, приведет к бегству капиталов и остановке роста ВВП. И тогда единственное спасение -- резкая девальвация национальной валюты. А это кризис.

«Это катастрофический сценарий, но он тоже не исключен. Очень много будет зависеть от политики денежных властей, правительства», -- заявил "Времени новостей" г-н Тихомиров. Он уверен: для того чтобы избежать такого развития событий «или по крайней мере сделать их не болезненными для экономики, необходимо поднимать производительность труда и сокращать темпы роста доходов населения». «У нас сейчас много проблем связано с тем, что в последние годы темпы роста доходов существенно опережают темпы роста производительности труда. Равно как и с торговым балансом, на определенном этапе это приведет к тому, что мы как нация будем проедать больше, чем производить. Надо будет покрывать разницу, и она будет покрываться заимствованиями», -- говорит экономист.

Однако, как считает г-н Тихомиров, в любом случае негативные тенденции не будут развиваться стремительно и у правительства всегда будет возможность их нейтрализовать. Тем более в его распоряжении достаточно большая финансовая подушка.

«Резкого ослабления рубля не будет, учитывая, сколько накоплено в стабфонде (более 3 трлн руб., или 117 млрд долл.), в валютных резервах (403 млрд долл.) Даже если резко упадут цены на нефть, кризиса не будет», -- соглашается Евсей Гурвич.

Впрочем, далеко не все экономисты согласны с тем, что Россия вообще лишится в обозримом будущем положительного сальдо торгового баланса. Такого мнения придерживается, например, Игорь Николаев. Он обосновывает его начавшимся весной ростом цен на нефть после падения, которое наблюдалось с августа прошлого года по апрель нынешнего. Сейчас нефть стоит более 65 долл. за баррель, а, например, в январе стоила примерно 50 долл. Г-н Николаев считает, что в ближайшие годы нефть будет стоить дороже, чем, например, предполагает прогноз Агентства энергетической информации США, часто используемый при расчетах. По прогнозу агентства, в долгосрочной перспективе средняя цена нефти (в ценах 2005 года в пересчете на «Юралс») составит всего 44 долл. за баррель.

Впрочем, если проблемами с торговым и платежным балансом правительству придется заниматься в будущем (если, конечно, они возникнут), то инфляция требует пристального внимания уже сейчас. Как отмечают аналитики компании Deutsche UFG, ускорение темпов потребительской инфляции начиная с апреля -- один из признаков перегрева экономики, который неизбежно является «оборотной стороной головокружительных темпов» ее роста. В апреле-мае рост потребительских цен превысил уровень этих месяцев прошлого года. То же самое, скорее всего, будет и в июне. В правительстве надеются на дефляцию в конце лета и начале осени из-за удешевления овощей и фруктов (именно рост цен на эти товары, в том числе в связи с новыми правилами работы на рынках, откуда изгнали иностранцев, стал главной причиной ускорения инфляции в апреле и мае). Однако возможно, что этот фактор компенсирует рост цен на бензин. А к такому повороту есть все предпосылки. По данным «Росстата», цены производителей в топливно-энергетическом секторе в мае по сравнению с апрелем выросли почти на 18%. Причем в основном за счет роста цен на сырую нефть -- на 21,6%. При этом цены на бензин выросли всего на 0,2% в апреле и на 0,9% в мае. «Этот отрыв должен быть компенсирован. Сколько можно торговцам бензином уменьшать маржу. В итоге это скажется на рознице. Если бензин даст скачок, это скажется на всем параметре потребительских цен», -- говорит Владимир Тихомиров.

Добавим, что цены производителей в целом также растут опережающими темпами уже второй месяц подряд, что стало следствием не только увеличения стоимости нефти, но и радующего всех инвестиционного бума (некоторые экономисты называют его инвестиционным шоком). В апреле они увеличились на 4,3%, в мае -- на 5,3%. С начала года оптовые цены увеличились на 11,7% (в прошлом году за то же время -- всего на 8,5%). Игорь Николаев уверен, что с определенным лагом повышение цен производителей скажется и на ценах потребительских.

У аналитиков все больше сомнений в том, что по итогам года инфляцию удастся удержать в рамках официального прогноза -- 8%. Г-н Николаев говорит, что хорошо бы не выйти за 9%, а главный экономист Всемирного банка Джон Литвак прогнозирует рост потребительских цен по итогам года на 9--10%. Нынешняя оценка «Уралсиба» -- 7,8%. «Но если месяц назад я был уверен на 100%, то теперь уже на 80», -- отмечает Владимир Тихомиров. Глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич пока уверен в достижении официального прогноза. Вместе с тем он предрекает проблемы с выполнением правительственных планов по инфляции в 2008 году (6--7%), когда предполагается существенно поднять цены на газ.

Впрочем, это будет уже после выборов. А в этом предвыборном году правительство и Центробанк костьми лягут, но инфляцию попытаются удержать. Пусть даже (в ущерб многочисленным российским производителям) путем укрепления рубля сверх нормы. «Они знают, что бить будут все равно, так лучше пусть бьют за более сильный рубль, чем за инфляцию. Тем более сильный рубль с точки зрения электората -- это хорошо, а высокая инфляция -- плохо», -- говорит Владимир Тихомиров.

Время новостей