Неделю назад глава европейского ЦБ Жан-Клод Трише призвал Великобританию отказаться от фунта и принять евро. Он заявил, что пока британцы не вступили в зону евро, европейский рынок не может нормально функционировать, поскольку не является единым: "Проведите мысленный эксперимент: представьте, что вы находитесь в США, а там в Массачусетсе, в Калифорнии, во Флориде и на Аляске ходят разные валюты. Можно ли это назвать единым рынком Соединенных Штатов Америки?"
Сотрудники Калифорнийского университета в Беркли Барри Айхенгрин и Рауль Расо-Гарсия некоторое время назад уже провели мысленный эксперимент, только касался он дальнейшей судьбы евро. "Представим, что государственный долг Италии выходит из-под контроля, ставя под сомнение желание и способность итальянского правительства выполнить свои обязательства,-- писали они в британском академическом журнале Economic Policy.-- В результате все начинают срочно избавляться от итальянских облигаций, это приводит к росту процентных ставок, который усугубляет кризис. Угроза дефолта распространяется на все европейские финансовые рынки... ЕЦБ стоит перед трудным выбором. С одной стороны, он может самоустраниться и дать кризису развиваться. Так он преподаст провинившемуся итальянскому правительству урок, и остальные европейские страны будут проводить более разумную финансовую политику. С другой стороны, он может попытаться предотвратить полномасштабный кризис и банкротство крупнейших банков. Тогда ЕЦБ должен будет предоставить достаточное количество евро страдающим от нехватки денег европейским финансовым рынкам, пусть в результате евро и станет символом высокой инфляции".
Что ни выбери ЕЦБ, указывают авторы эксперимента, этот выбор никому не понравится. Если для спасения рынка будут напечатаны деньги, центробанк обвинят в стимулировании инфляции и поощрении бюджетной безответственности. Если он самоустранится, его обвинят в нежелании выполнять свою главную функцию -- обеспечивать стабильность европейской финансовой и платежной системы. В любом случае европейцы задумаются о том, зачем они отдали право принимать такие важные решения анонимным технократам, политически никому не подотчетным. "Когда дело дойдет до европейского финансового кризиса, европейцы неизбежно спросят себя: а может, было бы лучше, если бы за национальную денежную политику отвечали люди, непосредственно подотчетные национальной политической системе. Иными словами, не лучше ли иметь национальные валюты и центробанки, чем евро и ЕЦБ?" В общем, делают вывод авторы эксперимента, не исключено, что евро вообще существует до первого долгового кризиса.
Российских граждан, которые сами в 1998 году пережили долговой кризис вроде гипотетического итальянского, такие мысленные эксперименты не порадуют. Они только-только задумались: а не лучше ли евро традиционно любимого доллара? А тут глава ЕЦБ с помощью американского опыта пытается доказать, что пока система евро работает плохо и ей необходима Британия. А американские ученые пытаются доказать, что система евро в принципе не может работать хорошо.
До сих пор российские власти обесценивали доллар на российском рынке. При этом события, случившиеся на мировом рынке в 2006-2007 годах, вроде бы подтверждали, что доллар плох. За 2006 год американская валюта подешевела по отношению к единой европейской на 11%. 27 апреля нынешнего года вообще был побит абсолютный рекорд дороговизны евро -- за него давали $1,368 (предыдущий рекорд, поставленный еще в декабре 2004 года, составлял $1,366). Валютные аналитики начали рассуждать о том, что в самом ближайшем будущем евро будет стоить $1,38, потом и очень скоро -- $1,4, а может, и все $1,45. Расходились аналитики только в том, почему евро будет бить доллар. Одни указывали на то, что внешнеторговый и платежный дефицит США настолько грандиозны, что Штатам просто не хватит денег, чтобы платить за импортные товары: валюта такой страны должна дешеветь, чтобы рос экспорт и падал импорт, не то вообще наступит крах, и доллар ничего стоить не будет. Другие подчеркивали, что курс валют преимущественно определяется уровнем процентных ставок в той или иной стране. В США ставки больше расти не будут, а в еврозоне еще подрастут. Так что инвесторы просто вынуждены покупать евро, чтобы выиграть на росте ставок.
Стоит, однако, заметить, что власти европейских стран и ЕЦБ сами не в восторге от значительного роста евро. Они полагают, что проблемы с экспортом есть не только у США, но у стран еврозоны -- из-за роста евро. Кроме того, достигнув рекордного уровня в 2004 году, весь 2005 год евро падал и упал на 12%. Как-то так получилось, что и сейчас, побив рекорд, евро стал падать и упал к 22 мая до $1,346. А когда в этот день был обнародован прогноз о хороших перспективах немецкой экономики и, следовательно, возможном дальнейшем повышении ставок в еврозоне, евро не вырос, а снова упал. Игроки на валютном рынке проводят свои эксперименты. И не всегда в пользу евро.
Источник