Россия вышла на третье место в мире по инвестициям в зарубежные активы. Правда, пока среди развивающихся стран. Иностранцы боятся, что русские хотят захватить весь мир. Российские эксперты говорят, что мы просто соблюдаем свои финансовые интересы.
Накопленные прямые инвестиции российских компаний в бизнес за пределами России достигли $120 млрд и вывели нашу страну на третье место по этому показателю среди развивающихся стран, сообщила Financial Times, ссылаясь на данные ООН. По данным Центробанка, сумма еще больше – $140 млрд на конец 2005 года.
Позади России остались такие страны, как Китай, Бразилия, Сингапур, Малайзия и Южная Корея. Вперед наша страна пропустила лишь Британские Виргинские острова и Гонконг – $123 млрд и $470 млрд соответственно. Надо учесть, что большая доля в этих суммах тоже принадлежит России – поскольку через эти офшорные зоны часто переводится российский капитал.
Ежегодно российские компании заключают сделки за рубежом на все большие суммы, пишет FT: в 2002 году их объем составлял чуть более $1 млрд, в 2006-м – уже $13 млрд.
Среди наиболее известных сделок: приобретение «Евраз-холдингом» Oregon Steel Mills за $2,4 млрд, объединение «Русала», «Суала» и Glencore – $3,6 млрд, увеличение доли ВТБ в авиаконцерне EADS. На прошлой неделе «Аэрофлот» высказал желание участвовать в торгах по Alitalia. «Русские скоро захватят весь мир?» – тревожно вопрошает британское издание.
Отечественные предприниматели, конечно, такие предположения не подтверждают. За рубеж их толкают не глобальные амбиции, а те же коммерческие интересы, что и всех остальных, говорят эксперты. «Многие крупные российские компании инвестируют за рубеж для того, чтобы сбалансировать портфель активов, тем самым снизить риски, диверсифицировав их по регионам», – говорит старший аналитик ИК «Уралсиб» Антон Табах. Кроме того, когда компании становятся транснациональными корпорациями, они оцениваются дороже, добавляет он.
«Сейчас инвестиции осуществляются со стратегической целью. Вложения за пределами СНГ вызваны в первую очередь желанием получить доступ к высококачественным активам, предлагающим высокую добавленную стоимость, а также выход на иностранные рынки», – отмечает ведущий экономист МДМ-банка Питер Вестин.
Российские компании при покупке иностранных преследуют три главные цели, считает аналитик по стратегии ИГ «Ренессанс Капитал» Ованес Оганисян. Первая – использовать сбытовые сети иностранных компаний. Пример такой сделки – покупка «Норильским Никелем» американской компании Steel Water Maning, производящей палладий. Это компания хоть и некрупная, но имеет налаженные связи по продаже палладия в Америке, говорит Оганесян. Вторая цель – импорт технологий. И, наконец, просто скупка сырьевых месторождений в развивающихся странах. «Например, алюминиевая компания «Русал» приобретает компании в Гвинее и Гайане. Кроме того, она интересуется активами в Нигерии, Венесуэле, Индии», – рассказал аналитик. «Российские сырьевые компании скупают транспортные сети для обеспечения доступа к собственным потребителям. Например, так делают «Газпром», «ЛУКойл», – добавляет Табах.
То, что российский бизнес так много вкладывает в иностранные активы, может настораживать – не идет ли это во вред отечественной экономике, которой также нужны денежные вливания? Одно другому не мешает, отвечают эксперты.
«Не всегда отказ от зарубежного приобретения приведет к инвестициям внутри страны», – замечает Табах.
«К примеру, отказавшись купить иностранную газотранспортную сеть, компания может и не направить эти средства на создание рабочих мест внутри страны».
Третье место, занятое Россией, свидетельствует о том, что российские компании воспринимаются на международной арене как транснациональные, и это способствует притоку инвестиций и в Россию. «Это свидетельствует о развитии национальной экономики, перерастании ее из национального уровня в международный. Кроме того, за последние год-полтора заметна тенденция притока капитала в Россию», – говорит заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Павел Трунин. По данным Центробанка, в 2006 году вывоз капитала из России составил $65 млрд, а приток – $106,7 млрд.
«Газета.Ru»