Автор Тема: Через 25 лет будем жить как в Париже  (Прочитано 4201 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Россию и россиян ждет сказочное будущее, по уровню жизни страна догонит и перегонит ведущие европейские державы, надо лишь потерпеть два-три десятка лет. Это следует из заявления, которое сделал в немецком Эссене в пятницу вечером министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в 2031–2032 годах Россия по ВВП на душу населения догонит Францию, а в 2037–2038 годах – Германию. Причем уже в 2020 году по этому показателю будет достигнут уровень Германии 2003 года.

Делая это заявление, министр отметил, что оно является ответом на часто задаваемый ему вопрос: «Когда же мы будем жить как в Париже?» Он также повторил сделанное им две недели назад заявление о том, что по совокупному объему ВВП, по паритету покупательной способности Россия уже обогнала Италию, а в 2010 – 2011 году опередит Францию (см. «НГ» за 29.01.2007). Впрочем, последний показатель мало что значит для граждан. Кроме возможности гордиться величиной экономики своей страны в мировой табели о рангах он им ничего не дает, что, собственно, и подтверждает следующее сравнение Кудрина. Он справедливо заметил, что китайская экономика больше экономик многих других стран, но китайцы все равно беднее россиян, у них «ВВП на душу населения меньше, чем в России».

Отметим, что прогноз министра сбудется в том случае, если Россия и страны, с которыми ее сравнивают, сохранят в ближайшие четверть века нынешние или близкие к ним темпы роста экономики. При этом не факт, что «жить как в Париже» будут все категории россиян. Пока что в России уровень расслоения между бедными и богатыми в полтора-два раза выше, чем в странах Евросоюза, и разница постоянно увеличивается. В России доходы 10% самых богатых граждан больше доходов 10% самых бедных граждан в 15–20 раз, в то время как в Германии – в 6,9, а во Франции – в 9 раз. Еще более разительна разница между доходами в столице и провинции. Если эти различия в доходах разных категорий граждан сохранятся, то не исключено, что российские граждане с доходами выше среднего будут жить даже лучше аналогичной социальной прослойки немцев и французов, а парижане будут выглядеть на фоне москвичей бедными родственниками. Правда, при этом россияне из провинции будут беднее французских провинциалов, а неимущим слоям российского общества придется завидовать достатку немецких бедняков.

Учитывая эти социально-экономические особенности сравниваемых стран, российские экономисты неоднозначно восприняли прогноз Кудрина. «Российская экономика висит на единственной ниточке в виде притока доходов от нефтегазового экспорта, и нет никаких гарантий, что такая же благоприятная конъюнктура сохранится неизменной в течение 20–30 лет», – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Теоретическая возможность для догоняющего роста в России сохраняется, но реализована эта возможность, по мнению экономиста, может быть только «в случае продолжения экономических реформ, на основе рыночной и демократической модернизации». В то же время состояние государственных институтов и культуры бизнеса является мощным тормозом для развития, и торможение экономического роста, по словам Ясина, может стать все более заметным.

«По статистике, доходы населения в России растут на 10–11% в год, а в Италии или Германии – всего на 2–3%, и если предположить, что такая же тенденция останется неизменной еще 20–30 лет, и учесть быстрое вымирание населения, то даже школьник может посчитать, когда именно сравняются душевые доходы. Но примитивные бухгалтерские расчеты в долгосрочных прогнозах, как правило, не работают, поскольку важно выяснить, за счет чего растут доходы и ВВП», – говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Он отмечает, что если европейская экономика растет за счет создания новых высокотехнологичных производств, то в России рост базируется исключительно на колебаниях мировых цен на нефть. При этом производство и структура экономики в России остаются архаичными, а в некоторых регионах – «доиндустриальными». Так что, если цены на энергоносители не будут расти такими же бурными темпами и российская экономика при этом не будет модернизирована, то прогноз Кудрина может и не сбыться.

Независимая газета