Российская экономика не такая серая, как кажется.
Генсекретарь ОЭСР Анхель Гурриа советует правительствам инвестировать в новые рабочие места.
18.07.2013 10:25 | Независимая газета
Международная организация труда (МОТ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнародовали вчера исследование о вызовах рынка труда в странах G20. Исследование будет обсуждаться в эти дни на заседании министров финансов и труда в Москве в рамках председательства РФ в G20. Не обошлось без сенсаций. Выяснилось, что серый сектор в РФ не так велик, как принято считать. Оценка иностранцев почти в четыре раза ниже правительственной. Эксперты «НГ», в свою очередь, указали на проблему региональной безработицы.
По данным МОТ и ОЭСР, в большинстве стран–участниц «большой двадцатки» безработица выше 5%. При этом во Франции речь идет о 11%, Италии – 12%, ЮАР – 25%, Испании – 27%. Россия в G20 выглядит неплохо. По состоянию на март 2013 года безработица в РФ составила 5,7%. Иностранцы фиксируют снижение российской безработицы с декабря 2012-го по март 2013-го на 0,8%. Между тем Росстат вчера сообщил, что общая безработица в РФ в июне, по предварительным данным, выросла по сравнению с маем на 4,7%, а с июнем прошлого года – на 2,7%.
У директора МОТ Гая Райдера вызывает большие опасения фактор долгосрочной, хронической безработицы, когда люди не могут найти работу в течение года и дольше. «С начала кризиса особо резкое увеличение численности таких безработных произошло в Италии, Испании, Южной Африке, Великобритании и США», – говорится в исследовании. В России ситуация, казалось бы, улучшается. Если в четвертом квартале 2007 года доля хронических безработных во всей группе незанятых составляла в РФ почти 40%, то на конец 2012-го речь идет о 30%. Еще один бич разразившегося пять лет назад кризиса – молодежная безработица.
Страны G20, начиная с 2010 года, направляют на стимулирование занятости около 1% ВВП в год. Однако этого недостаточно. По мнению генсекретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, жалобы министров финансов на недостаток бюджетных средств для поддержания рынка труда неуместны. Сейчас нужно инвестировать в создание новых рабочих мест. Однако это не значит, что достаточно просто создать из воздуха новое рабочее место – надо развивать те или иные сферы комплексно, повышая их конкурентоспособность, совершенствуя профессионально-техническое образование, указывает Гурриа. Все эти рекомендации актуальны и для России.
Не обошлось вчера без сенсаций. Оказалось, что неформальный сектор в РФ не так уж велик, как принято считать. По данным МОТ и ОЭСР, в России доля занятых в «сером секторе» составляет 12% от всех занятых в несельскохозяйственной деятельности (правда, по состоянию на 2010 год). А в Турции, Китае, ЮАР этот показатель превышает 30%, в Бразилии он на уровне 42%, в Аргентине – почти 50%, в Мексике – около 54%, в Индонезии – 72,5%, в Индии – более 80%. Напомним, ранее вице-премьер Ольга Голодец утверждала, что в РФ из 86 млн человек трудоспособного возраста 38 млн заняты в теневом секторе, а это около 44% (см. «НГ» от 04.04.2013).
Неформальная занятость вредит экономике и населению. Бюджет недополучает необходимые средства в виде налогов, люди работают без каких-либо социальных гарантий и юридической защиты. «Мы наблюдаем рост неформальной занятости, и нас это беспокоит», – сказал Райдер, имея в виду и развивающие, и развитые страны. По его словам, предприятиям нужно помогать выходить из «серой зоны».
Говоря о России, иностранные наблюдатели кое о чем умолчали – о региональной безработице. На эту проблему указал днем ранее президент Владимир Путин на совещании о социально-экономическом положении Забайкальского края. «Мы гордимся тем, что у нас в стране в целом исторический минимум по безработице – 5,5%, а в марте–мае текущего года безработица в Забайкальском крае превысила 10%, составила 10,7%», – отметил он. Часто россияне вынуждены ездить в поисках работы в соседние города и регионы. По данным Росстата за 2012 год, более чем в половине российских регионов официальный уровень безработицы превысил среднероссийский. В некоторых субъектах показатели достигали двузначных значений. В Дагестане и на Алтае – почти 12%, в Калмыкии – 13%, Тыве – более 18%, Чечне – почти 30%, Ингушетии – около 48%.
Представители рынка труда поделились вчера своими наблюдениями. «Проблему представляет структура занятости, экстенсивное развитие экономики, недостаточное количество «хороших» рабочих мест, в том числе для молодежи, а следовательно, отсутствие у значительной части молодежи возможности подниматься по социальным лифтам», – говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Также эксперт сообщил о некоторых подводных камнях статистики региональной безработицы: «В России двузначных значений показатель безработицы достигает в республиках Северного Кавказа. Но там огромное количество жителей самозаняты и не являются, по сути, безработными. Люди могут даже не подозревать, что они зарегистрированы как безработные. Местным властям в этих регионах выгодно показывать высокий уровень безработицы, чтобы получать больше дотаций из федерального бюджета». При этом эксперт подтверждает, что в ряде городов, прежде всего моногородов, складывается очень сложная ситуация: «Умирающие предприятия не могут и не смогут обеспечить ни достойную оплату, ни занятость». «Решение проблемы – перестать говорить про модернизацию и наконец чем-то заняться: создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, закрыть рынок труда для нелегальных мигрантов», – перечисляет Захаров. Еще одна мера – сократить коррупцию, снизить на государственном уровне хотя бы в два раза нецелевые траты бюджета, когда деньги направляются вовсе не на реализацию социально-экономических программ, под которые они списываются.
Представители МОТ и ОЭСР призывают правительства учитывать успешный опыт друг друга. Эксперты рассказали, как обстоят дела в некоторых странах. «В Германии социальная защищенность обеспечивается отсутствием дискриминации по возрасту при устройстве на работу, развитием регионов, в том числе созданием новых рабочих мест в областных городах (концентрации в крупных городах не существует), размером пособия и страхования от потери работы, созданием механизмов, при которых работа «в черную» невозможна экономически, большой мобильностью и транспортной доступностью внутри страны», – рассказывает управляющий директор компании «Финансовые аналитические решения» (Германия) Сергей Мартьянов. При этом эксперт тоже обратил внимание на то, что уровень безработицы меняется в зависимости от региона: «Процент безработных на юге Германии значительно ниже, чем на севере страны, – от 3,6% до 11,6%. Наиболее сильно страдают от безработицы северо-восточные земли Германии. Решение этих проблем достигается эффективной работой инвестиционных агентств по привлечению иностранных инвестиций и созданию дополнительных рабочих мест». Так, например, только в Баварию ежегодно инвесторы из России вкладывают четыре бюджета такого города, как Екатеринбург.
http://finance.rambler.ru/news/economics/131867108.html