ФРС США и Народный банк Китая своими резкими и необдуманными заявлениями уронили не только национальные рынки, но и здорово навредили всем развивающимся странам. Известный экономист Барри Эйченгрин советует регуляторам научиться общаться с рынками
В последние недели Федеральная резервная система США и Народный банк Китая ведут себя как близнецы-братья, считает профессор экономики и политологии в Калифорнийском университете в Беркли Барри Эйченгрин.
Синхронное плавание рынков - У ФРС несварение желудка началось 19 июня, когда председатель Бен Бернанке во время пресс-конференции предупредил, что покупка ФРС ценных бумаг будет постепенно сокращаться, если экономика продолжит показывать хорошие результаты, в частности, если безработица упадет до 7%.
- В итоге цены на акции упали в обморок, доходность американских облигаций достигла пика, а валюты развивающихся стран стремительно ослабли на фоне опасений, что потоки капитала из США остановятся.
- Реакция рынка была настолько острой, что Бернанке пришлось уточнить: необходимость в сверхмягкой политике центробанка сохранится в ближайшем будущем, а "постепенно сворачивать" и "остановить" - это две большие разницы. Нет никакой гарантии, что безработица снизится до 7% до конца года.
По странному совпадению в тот же день 19 июня Народный банк Китая принял решение не выдавать дополнительную ликвидность банковскому сектору. Инвесторы ожидали, что Народный банк Китая вмешается и предотвратит дальнейший рост ставок и замедление роста экономики.
- Межбанковские процентные ставки по краткосрочным кредитам выросли с 5% до 7% после того, как два китайских банка объявили о дефолте по своим долгам.
- Несмотря на мольбы, Народный банк Китая остался непоколебим: чиновники опасаются, что банки слишком вольно кредитуют застройщиков и крупные государственные предприятия и обеспокоены тем, что для финансирования рискованных инвестиций они занимают на теневом рынке.
- Реакция рынков также была резкой и болезненной. Основной фондовый индекс страны Shanghai Composite рухнул, а ставки на межбанковском рынке подскочили до 25%, повысив и без того глубокую озабоченность по поводу стабильности финансовой системы страны.
- Эта реакция была не такой, какую ожидали увидеть китайские чиновники. Как и их коллеги из ФРС, они поспешили уточнить: НБК "будет направлять рыночные ставки в разумных пределах".
Без резких движений Вряд ли 19 июня 2013 года останется в истории как "день позора", хотя несколько центральных банков будут с нежностью будут хранить воспоминания об этих драматических событиях. Чтобы судороги на рынках не стали правилом, Барри Айхенгрин советует регуляторам извлечь три урока из июньских событий:
- Эпизод 19 июня напоминает нам, что коммуникационные стратегии центральных банков все еще остаются в разработке. ФРС неоднократно пыталась объяснить игрокам свою политику, но если "болеутоляющие" слова могут вызвать такую мощную реакцию на рынках, то инвесторы явно пока ничего не поняли из этих объяснений. Народный банк Китая вообще не подготовил рынки к своей новой антиспекулятивной стратегии. Китайские власти стремятся превратить юань в первоклассную международную валюту, но события 19 июня напоминают о том, что НБК и другим политическим институтам страны нужно побороть волюнтаризм и провинциальность.
- Второй урок в том, что центральные банки должны не слишком остро реагировать на новости с рынка. Заявления ФРС о предполагаемом конце количественного смягчения были основаны на последних доказательствах улучшения ситуации в экономике. Но рынки отреагировали отрицательно, и некоторые инвесторы начали беспокоиться, что в действительности дела в экономике идут плохо. ФРС должна ждать гораздо большего количества данных, прежде чем начинать что-то делать и даже заявлять о новых шагах. НБК так же слишком остро реагировал на данные, указывающие на бум банковского кредитования. На самом деле некоторые из этих доказательств вводят в заблуждение, потому что отражают рост проблем только в теневом секторе, а не на финансовом рынке в целом.
- Третий урок в том, что денежно-кредитная политика - слишком грубый инструмент для решения проблем с активами на рынке. Пузыри - это проблема, но эпизод 19 июня в США и Китае напоминает нам, что прямая обязанность регуляторов - решать эти вопросы. Центральные банки не могут позволить себе игнорировать их, но они должны быть осторожны, кроме того, у них есть дела поважнее.
finmarket.ru