Угрозы энергетическому господству России, а вместе с ней и ряда других нефтегазодобывающих стран начинают сыпаться словно из рога изобилия. Не успела Украина подписать соглашение с Royal Dutch Shell на предмет добычи сланцевого газа в Харьковской и Донецкой областях, как серьезные неприятности замаячили с Востока.
Согласно облетевшей мировые СМИ информации, Япония приступила к пробной добыче гидрата метана (метаногидрата) - разновидности природного газа, встречающегося под океанским дном в виде твердого снегоподобного вещества. По различным оценкам, запасы метаногидратов достаточно велики, однако до последнего времени их освоение считалось экономически невыгодным из-за отсутствия соответствующих технологий. В настоящий момент японские специалисты намекают на то, что такие технологии ими найдены.
Если это так, то, по предварительным подсчетам экспертов, имеющихся в непосредственной близости от Японии запасов может оказаться достаточно для того, чтобы полностью решить энергетические проблемы страны на десять лет. Всего же, по разным оценкам, залежей метаногидратов под океанским дном в прилегающих к Японии районах хватит примерно на 100 лет.
После аварии на АЭС в Фукусиме, на протяжении всего 2012 г. японские специалисты осуществляли бурение тихоокеанского дна в поисках метаногидратов, пригодных для добычи. Специальное исследовательское судно "Тикю" занималось бурением в Тихом океане, в 70 км к югу от полуострова Ацуми, неподалеку от города Нагоя на восточном побережье главного острова Хонсю.
Судя по последним их данным, им удалось добиться успеха и они готовы опробовать полномасштабную добычу энергоресурса и выделение из него газа метана. В случае успеха промышленную разработку месторождения у города Нагоя начнут в 2018 году.
Что касается России, то для нее успех японских метаногидратных испытаний грозит вылиться в более чем серьезные проблемы. До последнего времени возможность экспорта энергоресурсов не только на Запад, но и на Восток (с появлением ВСТО) являлась для нее отличным козырем в игре с западными потребителями. С началом сланцевой революции и снижением потребления энеогоресурсов в Европе из-за кризиса, значение "восточного фактора", а с ним и Японии как крупного покупателя, возросло многократно. Это не удивительно, так как Страна восходящего солнца давно является одним из крупнейших потребителей сжиженного природного газа (СПГ) в регионе.
В том случае, если ей в обозримой перспективе действительно удастся удовлетворить собственные потребности в газе за счет метангидратов, восточный рынок перестанет быть актуальным и для "Газпрома". Уход с рынка СПГ Японии приведет к ощутимому сокращению спроса и падению цен. Это может оказаться весьма проблематичным для российских газовиков, потому как голубое топливо, поставляемое ими на Восток, также имеет достаточно высокую цену.
Насколько реалистичны украинский и японский сценарии и как сильно они угрожают энергетическому могуществу России, сказать сложно. Доподлинно известно лишь одно: мировой рынок перестал устраивать существующий уровень цен, и потребители готовы прилагать все усилия для того, чтобы изменить эту ситуацию. Поскольку во главе этого движения стоят такие развитые в технологическом плане государства, как США, Япония и страны ЕС, решение задачи обязательно будет найдено. Если не сегодня, то завтра определенно. А это значит, что энергетическая монополия ближневосточных шейхов и России уже находится под угрозой.
YTPO