Мировая экономика — на пороге инвестиционного бума в развивающихся странах, прежде всего в Китае и Индии. Он приведет к росту стоимости капитала во всем мире — с периодом низких процентных ставок, длившимся три десятилетия, можно попрощаться надолго, предупреждает McKinseyСледующие два десятилетия могут стать периодом инвестиционного бума в масштабах, сопоставимых с индустриальной революцией или восстановлением от разрухи Европы после Второй мировой войны, пишет McKinsey в исследовании «Прощай, дешевый капитал?». Быстрая урбанизация развивающихся стран требует масштабного строительства дорог, домов, энерго- и социальной инфраструктуры. По оценкам авторов, для обеспечения растущего городского населения Китаю к 2030 г. предстоит построить 40 млрд кв. м жилых и коммерческих зданий, что равносильно созданию по одному Нью-Йорку каждые два года, а Индии — по 800-900 млн в год, или по одному Чикаго ежегодно, и дорог в 20 раз больше, чем за последние 10 лет.
Доля Китая в глобальных инвестициях за 20 лет удвоится до 25%. Только за счет Китая и Индии объем глобальных инвестиций вырастет с 21,8 до 24,5% мирового ВВП (в ценах и курсах 2005 г. и при среднегодовом росте мировой экономики на 3,2%). В целом инвестиции вырастут до 25% ВВП — исторический пик 1970-х гг.: после завершения послевоенного инвестиционного подъема в Европе и Японии спрос на капитал и объем капвложений снижались (с 2000 г. снова начался рост за счет развивающихся стран, но был прерван кризисом).
В этот же период падала норма сбережений в развитых странах, в основном за счет домохозяйств, — почти на треть до 16,2% ВВП (в целом в мире — с 24 до 21,4% ВВП). Развивающиеся страны, наоборот, копили, увеличив норму сбережений в 1,5 раза до 34,4% ВВП. В 2005-2009 гг. дефицит текущего счета США поглощал весь прирост сбережений Китая, остальной Азии и Ближнего Востока.
Переизбыток капитала приводил к снижению его стоимости, но эпоха дешевых денег, вероятно, закончена, считает McKinsey: рост спроса на инвестиции приведет к повышению процентных ставок, если не будет поддержан ростом сбережений. Грядет перестройка прежней модели, когда одни копили, а другие тратили.
К 2008 г. на долю Китая приходился $1 из каждых $4 мировых сбережений. Стимулирование роста внутреннего спроса уже вошло в план 12-й пятилетки, принятый Китаем, также страна намерена развивать программы здравоохранения и пенсионного обеспечения. Сбережения домохозяйств Китая могут сократиться на четверть, корпораций — более чем вдвое, в том числе из-за роста благосостояния граждан (больше расходы на труд). В целом сбережения домохозяйств, компаний и правительства Китая к 2030 г. сократятся с текущих 53% ВВП страны до 41%, снизив мировые сбережения на 2 п. п. ВВП. Увеличение затрат на пенсионное и медицинское обслуживание стареющего населения развитых стран сократит уровень сбережений к 2030 г. еще на 3,4 п. п. Частично это будет компенсировано ростом сбережений населения и корпораций развитых стран. В кризис падение стоимости активов, потребления и кредита уже привело к удвоению сбережений домохозяйств в США (с 2,8% ВВП в 2005 г. до 6,6% во II квартале 2010 г.), сбережения британцев к середине 2010 г. утроились до 4,5% ВВП в сравнении с 2007 г.; к 2030 г. вклад США и Британии в прирост мирового уровня сбережений составит 1 п. п. ВВП. Но в целом к 2030 г. мировой уровень сбережений достигнет лишь 22,6% ВВП, разрыв между спросом на инвестиции и сбережениями составит $2,4 трлн, или 2,5 п. п. ВВП, против 0,4 п. п. в 2009 г. По оценкам McKinsey, это приведет к росту реальных процентных ставок в 1,5 раза, или на 150 базисных пунктов.
Конкурентное преимущество получат те, кто умеет более эффективно использовать капитал.
Сейчас экономика страдает от нехватки спроса и страны неистово конкурируют за свой кусок уменьшающегося пирога, политики США и Еврозоны не в состоянии решить фундаментальную проблему развитых стран — смещение роста рабочих мест на развивающиеся рынки, потому что они более конкурентоспособны, отмечает основатель PIMCO Билл Гросс: «Если развитые экономики не научатся конкурировать по-старомодному — делая не “бумагу”, а товары, больше и лучше, то выгоды продолжат перетекать в <...> развивающиеся страны, в то время как безработные США заполняют формы и стоят в очереди». «Растущие ставки, конечно, затронут и Россию и остудят инвестиции», — говорит директор McKinsey Global Institute Ричард Доббс. С другой стороны, рост стоимости денег может стать драйвером роста производительности капитала, которая в России крайне низка.
Ведомости