Богатые страны вынуждены бороться с дефляцией. Но это вызывает проблемы для развивающихся экономик, пишут обозреватели The Economist.
Что опаснее — инфляция или дефляция? Это один из самых важных вопросов для инвесторов и регуляторов, но и один из самых трудных. Финансовые рынки дают смешанные сигналы. Падение доходности казначейских бумаг указывает на то, что многие инвесторы опасаются экономической стагнации и дефляции, а рост цен на золото свидетельствует о страхах по поводу неконтролируемой инфляции.
Если судить по обсуждениям на интернет-форуме журнала The Economist с участием более 50 ведущих экономистов со всего мира, дефляция более опасна в краткосрочной перспективе для крупных развитых экономических систем, тогда как инфляция представляет большую угрозу ближайшего времени для развивающихся стран и, возможно, в более отдаленной перспективе — для богатых стран.
В США, еврозоне и Японии дефляция либо уже реальность, либо очень близкая угроза, несмотря на почти нулевые процентные ставки и прочие упреждающие меры центробанков. Базовый индекс потребительских цен в США за 12 месяцев по апрель включительно вырос всего на 0,9%, что является минимальным за сорок лет. В еврозоне цены выросли на 0,7%, в Японии, которая уже более десяти лет борется с дефляцией, цены упали на 1,5%.
Ожидать внезапного разворота тенденции тоже не приходится. Расширенные показатели роста денежной и кредитной массы в этих трех регионах не растут или даже сокращаются. Безработица высокая, уровень производства заметно ниже потенциала экономики.
В еврозоне реализуемые сейчас государственные программы сокращения расходов еще более будут подрывать потребительский спрос. Но это вряд ли обернется внезапным падением цен, не в меньшей степени потому, что рядовые граждане по-прежнему ожидают умеренного роста цен, и эти ожидания будущей инфляции помогают поддерживать их в текущий момент. Но в краткосрочной перспективе баланс сил, очевидно, складывается в пользу снижения. И вероятности тоже.
Дефляция, если она укоренится, более опасна, чем большинство форм инфляции. Когда цены падают, потребители откладывают покупки в ожидании более выгодных условий в дальнейшем, обрекая экономику на бесконечный замкнутый круг с сокращением расходов и падением цен. В обремененных долгами странах падение цен увеличивает реальную нагрузку потребительских и государственных долгов, пишет The Economist.
Кроме того, с дефляцией справиться труднее, чем с инфляцией. Японский опыт последнего десятилетия показывает, что предупреждение дефляции для регуляторов пока остается не очень понятной задачей. Возможно, для правительств-должников возникает искушение «размыть» стоимость долга за счет роста инфляции, но пока приоритет низкой инфляции для регуляторов не теряет своей важности.
Если все это сложить вместе, получается, что три крупнейших центробанка — американский, европейский, японский — больше должны беспокоиться о дефляции. Судя по масштабам затягивания поясов в бюджетной политике, монетарные ставки могут оставаться низкими в течение многих лет. Но это спровоцирует проблемы в других сферах. На фоне почти нулевых ставок в крупных развитых экономиках начинается массовый поток капитала на другие рынки, поскольку инвесторы пытаются найти более доходные варианты вложения средств, что усложняет задачи поддержания стабильности в более благополучных странах, пишет The Economist.
Проблема будет острее всего ощущаться в развивающихся экономиках. Многие из них уже перегреваются — повышаются цены, разрастаются рыночные пузыри. Многие из этих стран проводят неприемлемо мягкую в данных условиях монетарную политику. Из 25 развивающихся стран, отслеживаемых The Economist, две трети имеют отрицательные реальные процентные ставки. Инфляционные ожидания менее устойчивы, поэтому цены могут резко взлететь вверх. Отсюда вывод о необходимости ужесточения монетарной политики. Центробанки в Бразилии, Малайзии уже начали это делать. Но самый важный развивающийся рынок, Китай, привязывает свою валюту к доллару, что ограничивает возможности для повышения процентных ставок. И даже в странах с более гибким валютным курсом есть опасения, что повышение ставок приведет к росту курса национальной валюты.
На самом деле, укрепление валют развивающихся рынков является необходимой составляющей перебалансировки глобальной экономики, которая позволит богатым странам избежать дефляционного давления. Ужесточение бюджетной политики в развивающихся экономиках поможет ослабить ценовое давление. Частью их защитных механизмов должны быть также капитальные ограничения, направленные против спонтанного роста притока иностранной валюты.
Исторический опыт показывает, однако, что ни одна из этих стратегий не является панацеей. Когда монетарная политика в развитых странах слишком мягкая, в развивающихся странах начинается всплеск кредита и рост пузырей. Ценой предотвращения дефляции в развитых странах сегодня может стать обвал на развивающихся рынках завтра.
БФМ.РУ