Куда уходят деньги
Зарабатывать репутацию - занятие слишком нудное, проще заняться покорением мировых фондовых вершин, назвав высоты отечественными именами 6
Россия – удивительна. В ней ничего нельзя и поэтому всё можно.
Госкорпорация ВЭБ, возглавляемая Владимиром Путиным, рассматривает возможность покупки акций зарегистрированной на английском острове Джерси компании UC Rusal в ходе предстоящего IPO на Гонконгской бирже. Цена вопроса – 14 – 18 млрд рублей. Эти деньги, по данным «Ведомостей», ВЭБу выделит правительство из Фонда национального благосостояния в рамках программы поддержки отечественного фондового рынка.
Трудно придумать более изощренную форму поддержки отечественного рынка. Но правительство, как видно, не считает чужими для Отечества компании, зарегистрированные за рубежом, и акции которых торгуются на зарубежных фондовых площадках.
Судя по примеру UC Rusal, чтобы считаться отечественной, компании надо соблюдать два условия. Ее владельцы должны быть «своими» для правительства, а ее активы по большей части находятся в России.
US Rusal является монополией по производству алюминия в России, ей принадлежат все алюминивые заводы страны. А владеют этой монополией Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров и их младшие компаньоны.
Этих олигархов Путин уже давно выдрессировал. Выдрессировал так, что Олег Дерипаска даже как-то заявил Financial Times, что, мол, всегда готов отдать свои активы государству. О цене, правда, умолчал.
Со стороны кажется удивительным, как государство легко отпускает в зарубежное плавание самые лакомые кусочки своего фондового рынка. Вот уплывает в Гонконг «Русал» с потенциальной стоимостью $20 – 30 млрд. В октябре правительство и тот же ВЭБ разрешили отправится на Бермуды «Вымпелкому», чья капитализация превышает $20 млрд. А что такого? Владелец «Вымпелкома» – свой человек, Михаил Фридман, а базовые станции и пользователей сотовой связи он с собой из России на Бермуды все равно не утащит.
«Раз они [акционеры «Вымпелкома»] сумели договориться о такой схеме, значит, получили политическое одобрение сверху, рассудил я. Это был важный знак и для нас, подтверждение того, что подобные соглашения возможны», – заявил на этой неделе «Ведомостям» президент шведской TeliaSonera Ларс Нюберг. И тут же он договорился с Фридманом утащить в офшор еще и «Мегафон».
Можно туда уходить. И можно даже считаться отечественной компанией по-прежнему. Наверное, в правительстве догадались, что нашим биржам ничего уже не светит. Инвесторы сюда не повалят радостной толпой. То у нас «Юкос», то Грузия, то юрист в Бутырке умирает. Слишком много рисков накопилось и разгребать их – не разгребешь. Зарабатывать репутацию заново – занятие слишком долгое и нудное. Даже если у тебя увеличен президентский срок. Быстрее и проще заняться покорением мировых фондовых вершин, назвав покоренные высоты своими, отечественными именами.
Вот список этих достижений на сегодня. И пусть вздыхают жадные брокеры российских фондовых площадок. Им не понять, что через Лондон, через Люксембург, через Бермуды и остров Мэн деньги широкой рекой притекают туда, куда надо.