В канун саммита «Большой двадцатки», неожиданно резко раздались заявления о необходимости подыскать замену американскому доллару на «посту» мировой резервной валюты. Идея «альтернативной валюты» объединила в один лагерь финансовых спекулянтов и руководителей стран экономической периферии. Скорее всего, ни те, ни другие не рассчитывают всерьез на успех предприятия, однако каждому из них атака на доллар может принести свои политические и экономические дивиденды.
«Спаситель» периферии?Первым идею создания новой мировой валюты специально для преодоления экономического кризиса высказал в январе этого года известный финансовый спекулянт Джордж Сорос, уверявший, что такой шаг поможет странам экономической периферии получить доступ к долгосрочному финансированию. Прообразом новой валюты г-ну Соросу виделось SDR (Специальные права заимствования) – искусственное платёжное средство, созданное МВФ в 1969 году для некоторых международных расчетов. SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, а его курс рассчитывается на корзины валют: американского доллара, евро, английского фунта и японской иены.
Идея американского финансиста пришлась по душе лидерам некоторых периферийных государств. Так, среди российских предложений к саммиту G-20 значится и возможность создания на базе SDR наднациональной резервной валюты, эмиссия которой осуществлялась бы международными финансовыми институтами. Председатель Банка Китая Чжоу Сяочуань в своем выступлении 23 марта предложил использовать SDR не только в межгосударственных, но и в коммерческих расчетах, например, при торговле биржевыми товарами.
Представители европейских Центробанков идею альтернативной валюты не оценили. В МВФ уклончиво ответили, что дебаты по этому поводу должны быть интересными, а в Вашингтоне на защиту доллара встал президент. «Никакой необходимости в новой международной резервной валюте нет. – заявил Барак Обама. – Инвесторы считают США государством с сильнейшей экономикой и наиболее стабильной политической системой в мире. Я уверен и в американской экономике, и в долларе».
Идея фиксЭкономистам планы искусственного создания новой «главной» валюты тоже кажутся утопичными – управлять такой валютой будет крайне сложно. К тому же пока ведущие государства не могут договориться и по менее значимым вопросам, например о протекционизме в экономике. А для осуществления эмиссии и проведения кредитно-денежной политики понадобится как минимум «мировой Центробанк» и «мировое правительство», что почти равносильно отказу от суверенитета. Вряд ли страны решатся на такой шаг.
Наконец, имеющийся мировой опыт подсказывает, что резервную валюту нельзя придумать, ей де-факто становится валюта страны с самой сильной и передовой экономикой, способной контролировать экономики менее развитых стран. До конца Первой мировой войны таковой была Великобритания, а ее фунт стерлингов считался основной резервной валютой в большинстве стран и использовался при международных расчетах. По мере того как в промежутке между двумя мировыми войнами Британия сдавала лидерские позиции Соединенным Штатам, американский доллар стал теснить фунт на международной арене. К концу Второй мировой войны Америка была безоговорочным экономическим лидером, а доллар США по праву, закрепленному Бреттон-Вудская соглашением, начал играть роль резервной валюты.
«Двойка» против «двадцатки»Кризис изрядно потрепал американскую экономику, но об утрате США лидирующих позиций говорить рановато. Впрочем, для сохранения своих позиций США приходится идти формальные уступки, смысл которых - продемонстрировать партнерам, что Америка готова прислушиваться к их мнению и даже отказаться от роли единовластного хозяина мира.
Ряд аналитиков убежден, что одной из таких формальных уступок стал созыв «Большой двадцатки». Действительно, какие вопросы и как смогут решать представители двух десятков государств, чья роль в мировой экономике варьируется от интеллектуального центра до кочегарки? Зато жаркие, хоть бессмысленные споры могут стать хорошей демонстрацией пресловутой «многополярности».
США же в условиях кризиса предпочли сменить тактику – теперь наиболее важные для мировой экономики вопросы будут решаться путем кулуарных двусторонних переговоров со стратегическими контрагентами. Свидетельство тому – набирающий обороты двусторонний диалог между США и Китаем, активизация двусторонних отношений Америки с Индией.
Наконец, в январе этого года знаменитый политтехнолог Збигнев Бжезинский (в ходе последней предвыборной гонки он выступал советником Барака Обамы по внешней политике) во время своей речи в Пекине, фактически призвал к созданию «Большой двойки» - США-Китай. Кто-кто, а уж пан Збигнев ничего не делает просто так. Можно не сомневаться, что «Большая двойка» по масштабам и последствиям принимаемых ей решений оставит далеко позади «Большую двадцатку».
С учетом вышесказанного, сам факт вынесения вопроса об альтернативной валюте именно на саммит G20 может говорить о том, что мировое сообщество вовсе не собирается всерьез искать замену американскому доллару.
Не «опускайте» долларНо как тогда объяснить позицию Китая, который активно поддержал идею «альтернативной валюты»? Громкие заявления могут быть всего лишь одним из способов надавить на контрагента в двусторонних переговорах.
Напомним, Китай является крупнейшим кредитором Соединенных Штатов – только ценных бумаг американского правительства у него на $740 млрд. До кризиса США были надежным заемщиком и эмитентом, но теперь кредитор опасается, что должник включит печатный станок (например, для покрытия бюджетного дефицита), и долларовые активы обесценятся. Опасения подпитываются непрекращающимися, хотя и неподтвержденными слухами о том, что правительство США готовится «обвалить» доллар к концу лета 2009. Нетрудно заметить, что заявление о целесообразности создания новой резервной валюты на базе SDR в Китае прозвучали ровно через десять дней после того, как премьер-министр страны Вэнь Цзябао потребовал от США гарантировать безопасность китайских активов.
У России, если отбросить политические составляющие заявлений президента Дмитрия Медведева, тот же экономический расчет. Судьба доллара для страны очень важна – по данным ЦБ РФ на начало марта, резервные активы в иностранной валюте составляли $341,34 млрд. Значительная часть из них номинирована в долларах США, поэтому любые серьезные изменения курса американской валюты могут больно ударить по отечественной экономике.
РИА НОВОСТИ