Неуклонное, на протяжении последних шести лет, снижение курса доллара по отношению к другим мировым валютам вызывает тревогу у многих. У европейцев потому, что, хотя дорогой евро удешевляет для них стоимость импортной нефти, он становится ограничителем экспорта и, следовательно, тормозом экономики. У стран-нефтеэкспортеров потому, что приводит к обесценению их резервов и суверенных фондов, инвестированных преимущественно в долларовые активы. Но только не у самих США. Плавная девальвация доллара стимулирует американский экспорт и обесценивает гигантские долги. Интересы Нового и Старого Света в плане соотношения стоимости их валют сегодня далеки от консенсуса, так что ожидать их согласованных действий по вмешательству в игру рыночных сил в ближайшее время нет оснований.
Еще меньше оснований для обывательской паники по поводу грядущего «краха американского доллара». Евро в России уже серьезно потеснил доллар в розничных покупках иностранной наличности, обозначился тренд роста предпочтений евро как валюты частных вкладов. Однако именно сейчас, возможно, самое время вернуться к старому доброму гринбеку. Уже в ближайшие месяцы снижение курса доллара в мире, вероятнее всего, прекратится, а в будущем году ожидается его рост по отношению к другим мировым валютам.
Слухи о закате Америки сильно преувеличены. США остаются наиболее мощной, эффективной и инновационной экономикой мира. Что касается функций масштаба цен и средства обращения, то позиции доллара остаются если не монопольными, то доминирующими. Даже когда Китай обгонит США по размеру экономики, потребление на американском рынке будет больше, чем на китайском, создавая спрос на товары и услуги по всему миру, что будет сохранять доллар в международных торговых расчетах. Роль доллара как средства накопления постепенно снижается, но не прямолинейно и очень медленно. От резких потрясений на мировом валютном рынке проигрывают все — и Соединенные Штаты, и держатели валютных резервов.
Тема обретения российским рублем статуса мировой валюты не покидает повестку дня политического руководства страны уже несколько лет. Мы считаем, что эта задача, при всей своей амбициозности, должна быть правильно отмасштабирована. Для начала есть смысл поставить перед собой цель сделать рубль региональной резервной валютой. Конечно, было бы наивно надеяться, что этого можно добиться банальным принудительным переводом расчетов с нашими соседями по СНГ, скажем, за газ, с долларов на рубли. Мы от этого только проиграем. Демонстративные попытки ряда стран отказаться от доллара в международной торговле, например в Иране или в Венесуэле, ни к чему не ведут, поскольку не меняют правил игры в рамках мировой системы. Для того чтобы претендовать на изменение своего статуса в мировой финансовой системе, по большому счету, требуется два условия. Во-первых, стать центром как минимум региональной «экономической гравитации», что отчасти с Россией уже происходит. Во-вторых, получить возможность устанавливать правила, которые управляют институтами в международной экономике. До сих пор ведущую роль в управлении институтами международной экономики играют США и до некоторой степени другие страны «семерки».
Продолжающееся уже больше десяти лет бодание России с ВТО есть не что иное, как попытка как минимум не прогнуться под написанные не нами и невыгодные нам правила международной торговли. Если России удастся вступить в ВТО на приемлемых для нее условиях, свою толику в корректировку глобальных правил игры мы внесем.
Еще один шанс перестать играть в чужие игры — вплотную заняться поиском альтернативных долларовым активам форм инвестиций нефтегазовой ренты внутри страны.
"Эксперт"