Автор Тема: Российские банки в ожидании черного дня  (Прочитано 3647 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн КозлевичАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 166
  • +4/-0
    • Просмотр профиля
В прошедший уикенд на экономическом форуме в Сочи и.о. министра финансов Алексей Кудрин сообщил бизнесменам, что наша экономика переживает «некоторый дефицит ликвидности рублевых средств», указав на сложности рефинансирования частного долга. Президент Владимир Путин пообещал не допустить надувания «мыльных пузырей».

Однако ситуация на финансовых рынках страны выглядит тревожной. Мы уже писали о распространении вируса финансового кризиса за пределы США (см. «НГ» от 19.09.07). Этот вирус подошел к границам России вплотную. При этом надо иметь в виду, что международные проблемы ликвидности в равной мере усугубляются внутренними сложностями российских банков и небанковских учреждений.

Субстандартные кредиты составляют 14% ипотечного рынка США, или около 1,5 трлн. долл. А уровень просроченности платежей по этим кредитам приближается к 220 млрд. долл. Риски американского ипотечного рынка передаются по всему миру посредством механизма их распределения через обеспеченные кредитные облигации и «благодаря» резкому ухудшению ситуации в конкретных финансовых учреждениях.

Другим источником негативного воздействия на глобальные финансы являются производные, в которые осуществляют инвестиции многие банки. Финансовые производные почти не отслеживаются международной системой регулирования рынков капитала, что побудило лидеров Франции и Германии поставить вопрос об этом на ближайшей сессии МВФ и Мирового банка.

Президент Буш пообещал помощь ипотечным банкам и их клиентам. Кредиты заемщиков с низким и средним доходом будут прогарантированы федеральным управлением жилищного строительства. После предоставления гарантий заемщики могут рефинансировать кредит по нормальной ставке.
В Европе ЦБ быстро отреагировал на проблему и заявил, что готов предоставлять десятки миллиардов евро, до 20 в неделю, проблемным институтам. И это несмотря на приверженность рестрикционной политике, что говорит о гибкости монетарных властей Старого Света. Кризис ознаменовал собой снижение доверия на межбанковском рынке, что, в свою очередь, привело к росту стоимости заимствований.

На прошлой неделе ФРС США снизила ставку рефинансирования на 0,5 пункта, что привело к удешевлению доллара. Он впервые стал стоить меньше 1,4 по отношению к евро. На фоне дефицита в торговле США с Китаем в размере 20 млрд. долл. в? месяц и значительной долей долларов в валютных резервах Китая (1,4 трлн. долл. на 01.07.07) достаточно одного неуклюжего жеста в области управления валютными резервами, чтобы обрушить доллар окончательно.

Известно, что свыше 50% золотовалютных резервов России номинированы в долларах. Это касается и ресурсов Стабфонда. Долларовые риски могут привести к реальному обесценению резервов России.
Разумеется, глобальные игроки на финансовых и фондовых рынках отслеживают ситуацию внимательно. Традиционно именно развивающиеся рынки, включая Россию, объявляются особо рискованными. Начинается отток капитала.

Сейчас Россию покидают иностранные ресурсы в объеме 8–9 млрд. долл. в месяц. При этом нерезиденты сбрасывают акции и облигации и скупают валюту. Валютные интервенции ЦБ ведут к снижению ликвидности российской банковской системы.

В сентябре росли ставки как на рынке МБК, так и на мировых рынках. В Лондоне, например, ставка overnight в фунтах стерлингов достигла самого высокого уровня за последние 9 лет. Российские банки столкнулись с проблемой финансирования и рефинансирования со стороны иностранных финансовых институтов.

Российская банковская система уже не первый год ощущает на себе де-факто недоверие со стороны собственного правительства. Воспоминания о 90-х, когда наблюдались массовые нарушения и манипулирования государственными средствами, поступавшими в коммерческие банки, судя по всему, не оставляют наших финансовых руководителей.

Судите сами, средства федерального бюджета переведены в систему Федерального казначейства. Стабфонд (3,4 трлн. руб. на 01.09.07) размещен за рубежом. Пенсионные фонды не могут самостоятельно размещать пенсионные резервы на депозиты и облигации российских банков. Долгосрочных пассивов почти не осталось. Банки переориентировались на заграницу, увеличив свои долговые обязательства перед иностранцами. Доля иностранных обязательств банковского сектора к кредитам, предоставленным нефинансовым организациям и физическим лицам, увеличилась с 26,7% 01.01.05 до 40,3% 01.01.07. На сентябрь с.г. эта доля превысила 45%.

Уже к концу первого квартала с.г. банки привлекли 110,4 млрд. долл., а нефинансовые организации – 184,5 млрд. долл. При этом на 20 крупнейших банков приходится 2/3 зарубежных заимствований.
Любопытно то, что российские банки должны иностранцам примерно столько же денег, сколько мы размещаем за границей средств Стабфонда. При этом мы размещаем ресурсы под низкие проценты, а привлекаем деньги под высокие.

Алексей Кудрин назвал в Сочи сумму долга российских банков до конца года –? 30 млрд. долл., а всего в течение года эта задолженность составит порядка 50 млрд. долл. Нефинансовые организации должны погасить 42,6 млрд. долл. Когда ситуация спокойная, эти цифры не критичны. Когда же подозрение к развивающимся рынкам усиливается, малейшие задержки по ничтожным суммам могут вызвать обвал и требование досрочного погашения долга.

В 2007 году замедлились темпы заимствований банков на внутреннем рынке. Если за первые 7 месяцев с.г. в среднем облигационные займы? составили 46 млрд. руб., то в августе с.г. удалось разместить займов всего лишь на 10 млрд. руб. Падение почти в 5 раз – не статистическая погрешность, а тревожный сигнал монетарным властям.

Как известно, денежная база увеличивается исключительно действиями ЦБ. В последние годы главной формой расширения денежной базы была покупка валюты в обмен на эмиссию. Теперь же, когда иностранцы начали энергично выводить валюту, рассчитывать на рост рублевой массы прежними темпами не приходится.

Представляется избыточно жесткой методика определения текущей ликвидности банков. Способность банка исполнять клиентские требования и другие обязательные платежи, то есть ликвидность, определяется в мире на основании моделей движения денежных потоков. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» Банком России было определено, что переход на модель денежных потоков является важнейшим моментом «совершенствования надзора за риском ликвидности». Однако за 3 месяца до конца 2007 года ЦБ не может похвастаться успехами на этом направлении. А проще – ничего сделано не было.

Другим ограничителем для банков является норма, согласно которой банк может привлекать средства в размере уставного фонда. Было бы разумным заменить ограничитель на собственный капитал. Размер собственного капитала более точно отражает объемы рисков банков, нежели уставной капитал.

Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение ликвидности российской банковской системы. Банкам, имеющим рейтинг не ниже странового, надо разрешить размещать на своих счетах средства Стабфонда, федерального бюджета, пенсионных фондов, фондов обязательного страхования, Банка развития. ЦБ должен озаботиться удлинением сроков по операциям рефинансирования до 3 лет.

Угроза дефолта для банков, включая крупные, высока. И будет глупо, имея полтриллиона долларов резервов, допустить крах банковской системы страны. Не стоит создавать мировой прецедент, когда впервые в истории пострадает банковская система страны, имеющей профицитный бюджет и резервы размером с половину ВВП.?

Независимая газета