Автор Тема: Китай обгоняет США  (Прочитано 5648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Китай обгоняет США
« : 29.05.2007 09:00 »
В 2020 г. китайская экономика (с учетом покупательной способности юаня) обгонит американскую, Россия будет пятой вслед за Индией и Японией. Таков прогноз Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.

Экономисты часто сравнивают страны с учетом паритета покупательной способности (ППС) национальных валют — т. е. с поправкой, например, на то, что в России на $1 можно пробрести больше товаров и услуг, чем в США.

Уже по итогам 2005 г. ВВП Китая по ППС был вторым в мире после США, более чем вдвое впереди Японии и Индии. А Россия, по оценке ИМЭМО, опубликованной в книге “Мировая экономика: прогноз до 2020 г.” (вчера состоялась ее презентация), была десятой, после Германии, Британии, Франции, Италии и Бразилии.

В ближайшие 15 лет Китай “не столкнется с пределами роста — ресурсов хватит”, уверен академик Александр Дынкин, руководитель авторского коллектива. В 2011-2020 гг. Китай будет расти в среднем на 7,1% в год, и его ВВП (по ППС) к концу десятилетия почти на четверть превысит американский, достигнув $26 трлн (в долларах 2005 г.). Экономика США в эти 10 лет будет расти на 3,3% в год. К 2021 г. Индия (ей ИМЭМО сулит в следующем десятилетии рост в среднем на 6,6%) обгонит Японию, а Россия станет пятой (она будет расти на 6% в год, как и Украина).

Доля США в мировой экономике за 2005-2020 гг. упадет с 20,4% до 18%, Китая — вырастет с 14,1% до 22,3%, а России — с 3,7% до 4,8%. Но США останется главным глобальным потребителем, на них будет приходиться треть потребительских расходов мира.

Заметно вырастет и подушевой ВВП Китая — по этому показателю страна переместится с 76-го места на 52-е. А Россия поднимется с 53-го места на 40-е ($26 800).

В мировой экономике произойдут сдвиги — в развитых странах доля промышленности в ВВП сократится с 31% до 25%.

США в эти 15 лет не утратят лидерства, полагает Сергей Рогов, директор Института США и Канады. Но в развитие мировой экономики могут вмешаться политические и военные потрясения, не учтенные экономистами, считает он. Китай столкнется с серьезными трудностями роста уже за пределами 2020 г., убежден Дынкин. К этому времени он отойдет от экспортно-ориентированной модели развития, считает он.

Жесткая денежная политика и политическая система помешают Китаю расти раньше 2020 г., возражает Евгений Гавриленков из “Тройки Диалог”.

А Николай Кащеев из Внешторгбанка уверен, что вес экономик разных стран надо сравнивать при помощи номинального ВВП, а не по ППС. Ведь страны не замкнуты, они все больше торгуют друг с другом, а рабочие — перемещаются между странами.

“Ведомости”

Оффлайн warlam

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 285
  • +10/-2
    • Просмотр профиля
США надеются, что Китай умрет сам
« Ответ #1 : 31.05.2007 07:31 »
Американские специалисты считают, что уже к 2020 году КНР будет не хватать собственной рабочей силы и ее придется ввозить из-за рубежа.
 
Перспективы китайской экономики - одной из самых динамично развивающихся в мире, в последние 10-15 лет находятся в объективе пристального изучения крупнейших специалистов в экономической сфере, как в Соединенных Штатах, так и странах Западной Европы.
 
И это неудивительно: ведь для ведущих мировых держав экономика Китая - это один из самых сильных и безжалостных конкурентов, который не просто производит на мировые рынки какое-то количество тех или иных товаров, но и вытесняет с рынков компании и фирмы Европы и Северной Америки, отбирает рабочие места у тех же фермеров Франции и Канады, а также занимает те ниши на мировых рынках (к примеру, в странах Латинской Америки и Африки), которые еще совсем недавно были вотчиной США, Западной Европы и государств Юго-Восточной Азии.

Китайская бедность и как от нее избавиться

Последнее исследование, которое только что было опубликовано Центром Карнеги в Вашингтоне, было посвящено как раз перспективам развития китайской экономики и шансов выхода КНР на первую позицию в мире, как по объему валового национального продукта, так и в плане занятия первой позиции среди самых торгующих стран планеты.

Как считают американские специалисты, одной из ключевых проблем на пути сохранения экономического роста Китая в ближайшие 10-15 лет будет оставаться абсолютная бедность подавляющего большинства населения страны. При всех гламурных, сияющих на солнце бетонных и стеклянных свечках-небоскребах Шанхая и бесконечной «стройке века» в Пекине в связи с приближающимися летними Олимпийскими играми осени 2008 года, сотни миллионов китайцев по-прежнему живут в нищете и беспросветной бедности.

При этом к 2015 году рост численности рабочей силы в Китае, по прогнозам экспертов, должен остановиться, а к 2020 году он станет даже уменьшаться. Поговаривают и о том, что поскольку Китаю не будет хватать своей рабочей силы, то ее придется завозить из-за границы, к примеру, из Бирмы или Таиланда.

По данным Всемирного банка, сегодня более 70% населения КНР живет с доходами на два доллара в день, из них более 20% - то есть каждый пятый - имеет меньше одного доллара США в день на человека. Китай сейчас при всем своем неслыханном экономическом росте (по сравнению с другими странами мира) по-прежнему остается страной с крайне высоким процентом абсолютной и умеренной бедности населения.

Так, каждая вторая семья в КНР, живущая в сельской местности, имеет доход менее 400 долларов на человека (а семьи эти иногда составляют 8-10 человек). И если бы не переводы денег от родственников, которые подались в большие города на заработки и не нашли там хоть какую-то работу, то ситуация на селе была бы еще мрачнее.

Также американские специалисты отмечают, что в Китае растет число тех, кто работает на стройках в городах, но не получает заработанные деньги либо вообще, либо получает лишь часть зарплаты, да и то с многомесячной задержкой. Это позволяет, с одной стороны, очень крупно наживаться китайским подрядчикам и большим строительным фирмам (особенно в преддверии летней Олимпиады 2008 года и на сооружении многочисленных олимпийских объектов), а с другой - еще больше усиливает обеднение жителей сельской местности в КНР.

По оценке министерства экономики Китая, на данном этапе трудовые ресурсы КНР составляют более 900 млн. человек, причем китайское руководство считает: для того, чтобы в стране была полная трудовая занятость, нужно в ближайшие три года создать дополнительно 300 млн. новых рабочих мест, что крайне проблематично.

В погоню за ЮАР, Турцией и Бразилией

Как считает Сандра Поласки, которая долгие годы возглавляла в госдепартаменте США отдел по вопросам трудовых ресурсов и трудовой иммиграции, в течение ближайших пяти лет китайская экономика будет продолжать расти в среднем на 8% ежегодно. При этом к 2010 году ВВП Китая составит 3,6 трлн. долларов, и это будет чуть меньше, чем ВВП Японии в 2002 году.

Тем самым годовой доход на душу населения Китая достигнет в 2010 году суммы 2670 долларов, что примерно будет сопоставимо с уровнем жизни в Бразилии, Южной Африке и Турции. Затем в течение следующих десяти лет, как считают американские эксперты, экономический рост Китая несколько замедлится - до 7% ежегодно, а к 2020 году годовой доход на душу населения в КНР составит 5300 долларов, что будет сопоставимо с нынешними показателями таких европейских стран, как Польша и Венгрия.

При этом по-прежнему в обозримой перспективе подавляющее большинство населения Китая будет проживать в сельской местности и оставаться при этом в нищете. Рабочих мест в крупных китайских городах будет все меньше, как свидетельствуют прогнозы специалистов, а производительность труда в сельском хозяйстве КНР, которая и так не особо высока по сравнению с показателями тех же США, Канады или стран Западной Европы, будет еще больше снижаться.

Следует заметить, что в последние годы в Китае также происходит постоянное снижение доли продукции сельского хозяйства, рыболовства и животноводства в общей структуре китайской экономики. Зато одновременно с этим растет доля в экономике страны строительства, производства товаров длительного пользования, сферы обслуживания.

Денег Китаю все равно по-прежнему не хватает

По подсчетам специалистов, за последние 10 лет резко возросли внутренние инвестиции в Китае, причем происходит это наряду с существенным приростом и зарубежных инвестиций, особенно из таких стран, как Соединенные Штаты, Канада, Тайвань (хотя Пекин эти инвестиции иностранными не считает), Франция и Германия. Средства в Китай вкладываются в основном в легкую и пищевую промышленности, сферу транспорта, строительство, сооружение портовых причалов, прокладку туннелей и мостов.

Между тем, как показывают приготовления к летним Олимпийским играм 2008 года, Китаю по-прежнему не хватает денег. И хотя Пекин является сейчас крупнейшим получателем зарубежных инвестиций в мире, ему ежегодно нужно дополнительно от 15 до 30 млрд. долларов «лишних денег» (вне зависимости, где их брать - на собственном внутреннем финансовом рынке или из-за границы).

Китай и сам активно в последнее время инвестирует за границей: особенно в развивающиеся рынки стран Африки и Латинской Америки, причем упор делается почти повсеместно на инвестиции в добычу природных ресурсов, их переработку, а также в транспортные проекты.

Инвестиционные планы правительства Китая на ближайшее десятилетие во многом будут зависеть, как считают американские эксперты, от динамики роста численности населения страны и состояния ее трудовых ресурсов. Так, по данным последней переписи, сейчас население Китая составляет 1,3 млрд. человек. Ежегодно население КНР увеличивается на 6,12 млн. человек, при этом уровень смертности в Китае уже несколько лет подряд не меняется, при этом уменьшается рождаемость, и тем не менее к 2020 году, по прогнозам демографов, на территории Китая будет проживать 1,42 млрд. человек.

Из этого числа людей к 2020 году более половины населения Китая будет жить в крупных городах, а население сельской местности будет не только нищать, но и численно постепенно сокращаться.

Будет также расти и зависимость Китая от внешней торговли с другими странами. К примеру, в прошлом году Китай был третьей торговой нацией в мире после Соединенных Штатов и Германии, причем на КНР приходилось 7,3% мирового экспорта и 6,1% импорта.

При этом за последние несколько лет наметились две новые тенденции в торговле Китая - это рост импорта и экспорта продукции передовых технологий, компьютеров, вычислительной техники, средств телекоммуникации, а также увеличение на 40 процентов с 2002 года экспорта в Китай сырья и природных ресурсов.

Китайская экономика сегодня при всей ее поразительной гибкости, бурном росте и уникальных для всего остального мира показателях тем не менее испытывает серьезные трудности и проблемы. Какие-то из них носят чисто системный характер, какие-то являются следствием того самого «экономического перегрева роста», который одновременно и обеспечивает КНР огромные валютные поступления и многомиллиардные инвестиции.

Разумеется, любые предсказания о том, что может случиться с китайской экономикой и трудовыми ресурсами КНР в 2020 году носят на данном этапе чисто научный и эмпирический характер. Слишком многие факторы могут самым существенным образом повлиять на те или иные экономические показатели Китая в ближайшее время, как и слишком серьезные социальные факторы состояния внутренней жизни Китая могут также существенно «подкорректировать» любые научные прогнозы и доводы, даже сделанные самыми грамотными специалистами.

Нет сомнений в том, что Китай действительно в ближайшие 8-10 лет по своей экономической мощи будет занимать одну из первых 2-3 позиций в мире, а уровень жизни значительной части населения страны будет неуклонно расти. При этом надо учитывать тот факт, что одно дело улучшить уровень жизни жителей маленькой Швейцарии или Люксембурга, а другое - более чем миллиардной по численности населения страны, где подавляющая часть граждан живет в сельской местности и во многих случаях ведет чуть ли не натуральное хозяйство.

В этой связи китайскому руководству придется еще очень много поработать, прежде чем то самое «китайское экономическое чудо», о котором только и говорят политики и экономисты по всему свету, станет реально ощутимо не только для жителей прибрежных Шанхая, Шенженя и Гуанчжоу, но и для многомиллионной китайской провинции-глубинки, в которой люди живут по-прежнему крайне бедно, и которым практически ничего не перепадает от китайского экономического процветания.

Stringer

Оффлайн warlam

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 285
  • +10/-2
    • Просмотр профиля
Слишком высокая зависимость

Александр Кокшаров

Дальнейший рост Китая в сочетании с ростом протекционистских тенденций в США может привести к началу торговых войн. Такой подход может ударить по экономике США больнее, чем по Китаю.


Американский миллиардер Уилбур Росс, который вкладывает в фонды прямых инвестиций, заявил, что политика протекционизма США в сочетании с «сумасшедшими темпами роста производства в Китае» могут стать причиной начала торговых войн между двумя странами. Отчего пострадают как США и Китай, так и мировая экономика в целом. «Это будет ущерб всем. Мировая торговля развивалась быстрее, чем росла мировая экономика, и действительно устанавливала тенденции экономического развития», — заявил Росс в интервью агентству Bloomberg. Профицит Китая в торговле с США в 2006 году превысил 232 млрд долларов, и американская сторона грозит ввести торговые санкции против КНР. В случае возникновения «торговая война может быть очень значительной», заявил агентству Bloomberg Дэвид Хейл, президент консалтинговой компании Hale Advisors: «Протекционизм – это очень большой риск».

Так, во время переговоров в рамках «стратегического экономического партнерства» США и КНР в Вашингтоне американский министр финансов Генри Полсон призвал Пекин провести ревальвацию юаня и сократить торговый дефицит со стороны США. Полсон обвинил Китай в том, что валютная политика Пекина ведет к сокращению рабочих мест в США, так как все больше американских компаний переносят рабочие места через Тихий океан, пользуясь дешевизной труда китайских рабочих. В противном случае Полсон пригрозил торговыми санкциями и введением квот на импорт товаров из Китая для широкого круга товарных групп.

Однако вице-премьер КНР У И, которая представляла Пекин на встрече с Полсоном, заявила, что Вашингтон должен перестать выставлять претензии к китайской стороне. По оценкам Пекина, около 85% торгового дефицита США в торговле с Китаем приходится на товары, произведенные в КНР иностранными (прежде всего американскими) компаниями, которые вообще не производятся в Соединенных Штатах. Например, это относится к обуви и ко многим видам одежды. Как заявила на переговорах вице-премьер У, «нам не стоит обвинять в собственных проблемах другую сторону».

«Вашингтон спокойно смотрел, когда корпоративная Америка фактически все 90−е годы застраивала Китай своими фабриками и заводами, перенося туда свое производство. Однако сейчас, когда последствия этого стали чувствоваться на важнейших экономических индикаторах, например на сальдо торгового баланса, в Вашингтоне появилась озабоченность. Но у всей этой истории есть обратная сторона медали – от инвестиций в Китай зависит прибыльность американских компаний. Да, Китаю следует делать дальнейшие шаги по либерализации финансовых рынков и бороться с пиратством. Но тем политикам, которые требуют торговых санкций, следует задуматься о том, какими будут последствия для американских компаний», — рассказал «Эксперту Online» Нариман Беравеш, главный экономист исследовательского центра Global Insight.

Так, резкая ревальвация юаня может привести к значительному замедлению темпов роста экономики Китая, от которой сегодня, в условиях самых низких за последние четыре года темпов роста США, зависит мировая экономика. Кроме того, замедление темпов, которыми Пекин покупает американские долговые бумаги (чтобы аккумулировать валютные резервы, формирующиеся за счет громадного торгового профицита), приведет к росту процентных ставок в США. Что негативно отразится на потребительских расходах и темпах роста.

Укрепление юаня, которого требуют многие в Вашингтоне, удешевит для Китая корпоративные активы в самих США. В конце мая власти КНР решили инвестировать 3 млрд долларов из валютного запаса в американскую компанию Blackstone Group, одну из крупнейших компаний частных инвестиций. «Такие сделки могут быть лишь началом, которое повторит в США ситуацию с японскими компаниями, скупающими американские активы в 80−х годах. Тогда активная скупка японцами американских компаний стала следствием резкого удорожания иены. Но если в случае с Японией американцы имели дело с частным сектором, то главным покупателем американских активов со стороны Китая станут государство и госкомпании. И это вызовет немало политических проблем, как уже было в случае с Unocal», – рассказал «Эксперту Online» Мэтью Шервуд, старший экономист Economist Intelligence Unit. (В 2005 году конгресс США запретил продажу американской нефтегазовой компании Unocal китайской госкомпании CNOOC – в результате Unocal была приобретена американской Chervon.)

Опрошенные «Экспертом Online» экономисты соглашаются с тем, что существование заметного дефицита в торговле между США и Китаем является проблемой, которую обе стороны должны решать. Тем не менее аналитики считают, что угрозы и тем более санкции со стороны Вашингтона приведут к отрицательным последствиям для Соединенных Штатов и мировой экономики в целом. «Серьезные торговые санкции могут быть суицидальными – США сегодня слишком зависят от Китая как в торговле, так и в финансах, чтобы начинать торговые войны. Ведь результатом таких торговых войн может стать и финансовый кризис в США, и даже дефицит некоторых категорий товаров, что резко усилит инфляцию, вызвав экономический кризис», — полагает Нариман Беравеш.

Эксперт