«Газпром»: темная сторона горькой ЛуныВладимир Винников:Уважаемые коллеги! Уже из настоящего обсуждения видно, насколько сложная и противоречивая картина вырисовывается из мнений участвующих в «круглом столе» специалистов. Не буду в связи с этим приводить любимую мной как культурологом древнеиндийскую притчу о слепцах и слоне, потому что мы не слепцы, а «Газпром» — не слон.
Сообщаю вам, что группой авторов в настоящее время готовится книга под рабочим названием «Корпорация «Газпрём», в которой применительно к данной «естественной монополии» исследуется феномен «двойничества», хорошо известный по таким литературным шедеврам, как «Тень» Ганса-Христиана Андерсена, а также «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Заложенный здесь двоичный код вообще характерен для господствующей ныне «библейской» части человеческой цивилизации, из которой естественным образом выделяется «триадная», китайская, цивилизация и сверхъестественным образом — «троическая», православная, цивилизация, русская в том числе.
Корпорация «Газпром» ни к той, ни к другой пока не имеет никакого отношения. У нее — двоичный код.
Поэтому у феномена Газпрома» есть две стороны.
Есть парадная сторона, которую все мы достаточно хорошо знаем: крупнейшая российская компания, крупнейшая газовая компания мира, капитализация, трубы, Путин, Шрёдер, Медведев, Миллер и так далее.
Но также есть обратная сторона медали, Луны и чего угодно, которую мы тоже знаем хотя и хорошо, однако явно недостаточно.
Это, например, газовый баланс корпорации. Участники дискуссии называли официальные цифры добычи «голубого золота», но на самом деле никто не знает, сколько газа производит и продает «Газпром». Простейший пример — труба из Туркмении. Ее проектная, расчетная мощность — порядка 50 млрд. кубометров в год. Но официально по этому маршруту ежегодно перекачивается менее 30 млрд. кубометров. А неофициально, по непроверенным слухам, которые я никому не желаю проверять, — свыше 60 млрд. кубов. То есть теневой объем может составлять (а может быть, и составляет) около 100% от официального. В абсолютных цифрах это, извините, кусочек пирожка весом 12 млрд. «унылых енотов» каждый год. В отношениях с одной только Туркменией, прошу заметить. А есть еще Узбекистан и Казахстан, тоже сидящие на «газпромовской» трубе. То же самое касается и цифр внутренней добычи. Не в одном только Роскомстате специалисты по статистике сидят.
Это на входе. Поэтому «на выходе» не просто нужна, а обязательно должна находиться структура типа «RosUkrEnergo», которая весь этот «теневой газ» могла бы трансформировать в неучтенные экспортные потоки и утилизировать на оффшорных по отношению к российскому государству активах. О какой неприязни Путина к Ющенко здесь можно говорить? Ничего личного, извините. А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, кто остался на трубе? На трубе после отставки Юлии Тимошенко с поста премьер-министра остался президент Виктор Ющенко. Нужно было учесть интересы близких к нему структур? А вы как думаете? Но на каком основании, сколько давать: больше или меньше, чем было, что просить взамен? Вот вам «газовая война» с Украиной, вот вам ее результаты…
Далее, стало понятно, что не «Газпром» держит Киев за горло, а, наоборот. Контроль над украинской ситуацией Кремль уже потерял, даже на связку Ахметова-Януковича надежды нет: оба этих политика — совершенно конкретные люди, которые пируэтов наподобие «третьего тура» президентских выборов не забывают и делают для себя определенные выводы, с кем можно вести серьезные дела, а с кем нельзя. Поэтому для перестраховки нужны обходные пути: через Балтику, который когда еще будет, и через Белоруссию, где «батька» Лукашенко держится за «Белтрансгаз» как за грешную душу. Вот вам «газовая война» с Белоруссией, вот вам ее результаты…
Глубже залезать не хочу, скажу только, что «газовая пауза» для западноевропейской экономики после развала Советского Союза удлинилась лет на 20, а может, и более того. Ответы на вопрос «Qui рrodest?» и прочие системные выводы относительно взаимодействия современного российского государства с сырьевыми корпорациями предлагаю сформулировать самостоятельно.
Статья написана по мотивам выступления на заседании Экспертного клуба ИНС «Газпром» и государство. Угрозы сырьевой корпоратократии в России».Источник статьи