Автор Тема: Глобальная экономика: Мы живем в золотой век  (Прочитано 3898 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
Наши потомки будут считать наше время без преувеличения золотым веком. Наши потомки, в отличие от нас, будут точно знать, сколько это время будет длиться. Его протяженность будет зависеть и от принимаемых сегодня решений. Эпохи такие, как нынешняя, предоставляют огромные возможности. Нам не простят, если мы эти возможности не используем.

Даже Международный валютный фонд демонстрирует редкий оптимизм по поводу устойчивости глобального роста в последнем выпуске обзора мировой экономики. Должен ли этот оптимизм вселить в нас прочные надежды на безоблачное будущее? Все-таки нет. Конечно, с позицией МВФ не слишком поспоришь. Мировая экономика находится в стадии невероятно широкого подъема. Если считать в терминах паритета покупательной способности, то мир сейчас переживает период благоденствия, не виданного с начала 1970-х гг. Важнее всего то, что позитивные процессы идут одновременно во всех регионах глобальной экономики.

В 2006 г. мировой экономический рост достиг 5,4%. Развитые страны росли в среднем на 3,1%, в то время как развивающиеся экономики показали поразительный средний результат в 7,9%. Развивающиеся экономики Азии лидировали с показателем 9,4%, при том что темпы роста в Китае достигли 10,7%, а в Индии 9,2%. Но и другие, менее бурно развивающиеся регионы, чувствовали себя неплохо. Средний уровень роста в СНГ составил 7,7%, при том что российская экономика выросла на 6,7%; 6%-ный рост зафиксирован в Центральной и Восточной Европе; страны Африки южнее Сахары в среднем развивались со скоростью 5,7%, а Африка в целом — 5,5%; 5,7% роста достиг Ближний Восток.

За этим широким и общим для многих регионов подъемом стоит несколько факторов: высокий рост оборота мировой торговли (он вырос на 9,2% в 2006 г.); растущие объемы потоков капитала, при том что чистый приток на развивающиеся рынки достиг $256 млрд в 2006 г.; крепкие финансовые позиции развивающихся стран, продолжавших увеличивать и без того огромные золотовалютные резервы — за минувший год они выросли на $738 млрд. Помогло росту и улучшение структуры мирового роста, его более ровное распределение среди развитых экономик. Даже страны еврозоны показали заметное улучшение — средний рост достиг 2,6% против 1,4% в 2005 г.

Оглядывая эту счастливую картину, экономисты МВФ заявляют: “Глобальная экономика готова к энергичному росту в 2007 и 2008 гг. Более того, риски ухудшения ситуации выглядят сейчас менее серьезными, чем год назад”. В качестве краткосрочных рисков авторы годового обзора указывают резкое замедление роста в США, общее повальное бегство из рисковых активов, возвращение высокого уровня инфляции, неконтролируемая коррекция в уровнях платежного баланса. Долгосрочными рисками экономисты МВФ считают всем хорошо известные факторы — старение населения, протекционизм, экологию. Но в целом эксперты, кажется, настроены на редкость оптимистично.

Это состояние самое близкое к эйфории, которого можно ожидать от экономиста. И это можно понять — основы роста представляются весьма устойчивыми. Прежде всего это продолжающаяся взаимная интеграция экономик, включение огромного населения Азии в глобальную экономику. В политической сфере недоверие к глобализации, может быть, и растет, но оно не трансформируется в политические препятствия для развития трансграничных связей. Две особенности глобальной экономики чрезвычайно важны для ее успеха — готовность многих стран продолжать финансировать разрыв между доходами и расходами США и контроль над инфляцией, которая остается невысокой, несмотря на резкий рост цен на нефть.

Где же взять ложку дегтя для этой бочки меда? Заметим для начала, что никто и никогда не ожидает наступления кризисов. Поэтому они и кризисы. Вспоминая самые примечательные события, случившиеся за время моей сознательной жизни, я должен признать, что ни одного из них не предвосхитил. Нефтяной шок 1974 г., дефолт Мексики в 1982 г., крах фондового рынка в 1987 г., вторжение Саддама Хусейна в Кувейт в 1990-м, крушение советской империи между 1989 и 1991 гг., “текиловый” кризис в 1994 и 1995 гг., российский кризис в 1998 г., теракты 11 сентября были если и не “неизвестными неизвестными” (фраза Доналда Рамсфелда), то “проигнорированными неизвестными”. Люди, которые говорят, что знают, что случится завтра, — глупцы. Сюрпризы — или как называет их блестящий публицист Нассим Талеб “черные лебеди” — неизбежны. К сожалению, часто они бывают неприятными.

Еще одна причина постараться сдержать эйфорию в том, что глобальная экономика, даже при том, что она предоставляет массу возможностей миллиардам людей, не ко всем оборачивается светлой стороной. Да, мировая экономика растет в терминах паритета покупательной способности быстрее, чем в терминах обменного курса (прогноз на этот год — 4,9% против 3,4%), это говорит о том, что развивающиеся страны с огромным населением растут быстрее, чем богатые развитые государства. Это правда. Но во многих важнейших регионах планеты до сих пор живет множество отчаянно бедных людей, и, если нынешние темпы развития сохранятся, они останутся бедными еще очень долгое время.

Правильным поведением в нынешней невероятно благоприятной ситуации было бы не головокружение от успехов, а отношение к ситуации как к возможности действовать.

Сейчас идеальное время для проведения множества долгосрочных преобразований, которые позволили бы отдельным экономикам быстрее расти и лучше адаптироваться к переменам. Именно сейчас необходимо принимать решения, которые помогут странам лучше использовать шансы, предоставленные глобализацией. Законодатели США не могут успокоиться по поводу Китая, отнимающего у американцев рабочие места. Но им следовало бы озаботиться социальной поддержкой для американцев, теряющих работу. Китаю следовало бы повысить уровень расходов на внутреннем рынке в соответствии с уровнем производства, чтобы снизить сегодняшний чрезмерно высокий уровень золотовалютных резервов. Иными словами, именно сегодня у нас есть возможность снизить зависимость экономики всей планеты от уровня расходов США.

Также напрашивается и разговор о дохийском раунде переговоров в рамках ВТО — его необходимо завершить. Страны “восьмерки” пока не выполнили обещания радикально увеличить помощь Африке. Помощь как таковая не спасет бедные страны, но это часть необходимых мер. Богатым странам следует выполнять свои обещания, им также давно пора умерить свои амбиции в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Кроме того, необходима общая политика по отношению к изменению климата — действенная и экономически эффективная.

Золотые эпохи, такие как нынешняя, крайне редки и никогда не длятся долго. Шансы, которые дарят нам такие времена, необходимо использовать. Потомки не простят нам, если мы эти шансы упустим. (FT, 2.05.2007)

Мартин Вулф — экономический обозреватель Financial Times

Ведомости