На жадность Wall Street найдется управаСпасение Bear Stearns нельзя назвать беспрецедентным. Объектами спасательных операций, организованных Федеральной резервной системой США, были Continental Illinois Bank в 1984 году и Citicorp в 1991. Печально известному хеджевому фонду Long Term Capital Management не дали пропасть в 1998 году. Однако, поскольку ипотечный кризис никоим образом не кончился, а с углублением американской рецессии, по всей вероятности, возникнут новые финансовые проблемы, представляется интересным вопрос, какой будет американская финансовая система в 2013 году, когда буря уляжется.
С экономической точки зрения, можно ожидать, что система к 2013 году выкарабкается из нынешних неприятностей. Это не Япония, и если американским избирателям предложить выбор между коротким, но болезненным шоком и 15 годами стагнации, большинство выберет шок. Так или иначе, капиталовложения сокращаются с 2001 года, а корпоративные балансы заметно улучшились. Так что вполне можно говорить, что США уже семь лет находятся в процессе выздоровления после пузыря доткомов (.com)
Тем не менее, финансовая система в 2013 году будет жить с воспоминаниями о долговом кризисе, за которым последовало резкое падение цен на жилье, затем инфляция, затем падение стоимости акций. Это будут неприятные пять лет, и игроки финансового рынка, как институциональные, так и индивидуальные, будут травмированы этим опытом.
Структура финансового рынка в 2013 году, наверное, будет совсем не такой, как сегодня. Насколько она изменится, будет зависеть от степени боли, которую участники финансового рынка перенесут за эти пять лет, а также от действий, предпринимаемых властями в попытке навести порядок и вернуть рынки в нормальную колею. Эти вопросы, пишет в Asia Times автор книги "Великие консерваторы" (Great Conservatives) Мартин Хатчинсон (Martin Hutchinson) относятся к категории непознаваемого. Можно с некоторой долей уверенности предсказать форму, которую примет экономический спад, но невозможно предвидеть его глубину, порядок, в каком будут наноситься травмы, политическую позицию, экономические ресурсы и уровень компетентности властей, пытающихся решать возникающие проблемы.
Вполне возможно, что предстоящий спад будет сравнительно мягким, и в этом случае изменение структуры и характера финансового рынка будет умеренным, как произошло во время спада 2001-2002 годов. Однако такой исход маловероятен, учитывая масштабы грядущих убытков. Так что, по мнению Хатчинсона, можно предполагать, что серьезные и неоднократные убытки станут моментом истины для участников и регуляторов рынка, потери столкнут рынок за грань, на которой он балансирует, в результате чего произойдут фундаментальные изменения и выкристаллизуется новая структура равновесия.
В случае, если рецессия и финансовый кризис вытолкнут Wall Street за грань, где возникнет новая структура, культура терпимости и даже стремления к риску, преобладающая на Wall Street на протяжении последнего поколения, исчезнет. Кроме того, правительство предложит новые правила, и некоторые из них, подобно закону Гласса - Стиголла (Glass-Steagall Act) 1933 года, отделившего банки от инвестиционных банков, спустя десятилетия окажутся контрпродуктивными.
По всей вероятности, новые правила, наиболее значимые в структурном отношении, будут в себя доктрину "слишком велик, чтобы погибнуть", которая неоднократно бросала ФРС на спасение нездоровых банковских и инвестиционных гигантов. Если учреждение слишком велико, чтобы погибнуть, в конечном счете, его действия создают риск для налогоплательщиков, но разумное законодательство не позволило бы ему чрезмерно рисковать.
Абсурдная структура инструкций, касающихся банковского капитала, Basel II, как можно надеяться, доживающих свой век, разрешала крупным банкам больший риск, чем мелким, при этом отдавая функцию контроля изворотливым банковским системам управления рисками. Чеки на огромные суммы, которые налогоплательщикам придется подписать во время спада, создадут сильный политический спрос на законодательство, обязывающее крупнейшие банки и брокерские конторы действовать консервативнее, если он хотят сохранить статус "слишком больших, чтобы погибнуть".
По новому законодательству учреждения с суммами вкладов, размерами капитала или активами, превышающими определенный порог, должны будут регистрироваться как "мега-институты". Они выиграют от автоматического спасения Федеральной резервной системой, но взамен будут подчиняться очень жестким ограничениям на бизнес, который им разрешено вести.
Поскольку мега-институты будут подчинены суровым ограничениям, финансовые инновации, равно как тяга к риску, которая была столь успешной на протяжении двух последних десятилетий, возникнут за пределами гигантов. До определенной степени рискованными останутся хеджевые фонды и частные инвестиционные фонды. Им будет нелегко привлекать большие объемы капитала, так как мега-институтам не разрешат инвестировать в них, они также будут ограничены в кредитовании. Кроме того, попечители структур вроде пенсионных фондов к 2013 году узнают, как опасно, с судебной точки зрения, подвергать деньги своих бенефициариев рискам инвестиций в хеджевые фонды.
Через пять лет останется на прежнем уровне спрос на интеллект, чтобы осуществлять подлинные финансовые инновации, извлекать выгоду из принципиально новых продуктов, давать рекомендации по слияниям и приобретениям, а также по финансовой реорганизации в целом. Этот бизнес вырастет за счет ликвидации огромных финансовых отделов в крупных корпорациях.
Убытки и, по сути, банкротства из-за непродуманных спекуляций финансовых отделов покажут даже самым сонным советам директоров, что эти отделы, в лучшем случае, чрезмерно дороги, некачественны и без всякой нужды дублируют Wall Street, а в худшем случае - являются приглашением игнорировать профильный бизнес компании и "накручивать цифры" путем спекуляций, уменьшающих стоимость.
Будет еще и "мелюзга" - банки и брокерские конторы, недостаточно большие, чтобы стать мега-институтами, но предоставляющие банковские и брокерские услуги ограниченной клиентуре, в основном, региональной. Им нельзя будет расти выше определенного уровня, но в остальном их деятельность будет подвергаться гораздо меньшим ограничениям.
Новая Wall Street будет меньше подвержена жадности, но будет предоставлять потребителям более качественные услуги, одновременно вернув банковский сектор к его традиционным размерам. Если это произойдет, ее появление будет одним из немногих положительных моментов предстоящей рецессии.
Наталья Хмелик, обозреватель
K2Kapital