Нет ничего более соблазнительного и коварного чем экономический бум. Недавняя активность мировой экономики - это сладкая, но смертельно опасная песня сирены. Согласно данным, предоставленным Международным валютным фондом, за период с 2003 по 2006 года темпы роста мирового ВВП в среднем составили около 4,8% - это наиболее высокий показатель с начала 70-х. Как бы не хотелось экстраполировать этот рост на будущее, не стоит поддаваться искушению. Существует куда большая вероятность того, что бум уже благополучно достиг своего апогея.
Главный локомотив мировой экономики - США - замедляет ход. Приговор вынесен рынком труда, который в течение последних четырех месяцев растет на 35% ниже среднего. Приговор вынесен рынком жилья, охлаждение которого опустит ВВП как минимум на 1% ниже тренда последних трех лет. Приговор вынесен потребителями, которые, несмотря на временный рост активности в розничном секторе, весной сократили свои расходы с поправкой на инфляцию до 2,5% - на 1% ниже восходящего тренда последнего десятилетия.
Ослабление экономики США демонстрирует важную смену источников экономического роста - уход от быстрого роста благосостояния на фоне спекулятивных пузырей, сначала на рынке собственного капитала, а затем и на рынке жилья, к умеренному, но более стабильному формированию трудовых доходов. Запоздалые последствия высоких процентных ставок также играют не последнюю роль. Даже не смотря на то, что ФРС приостановила свою двухлетнюю кампанию по ужесточению, вполне вероятно, что дело и так зашло уже слишком далеко. Высокие цены на энергоносители, растущая стоимость обслуживания долга и отрицательная норма личных сбережений усиливают вероятность значительного сокращения дискреционного потребления в США и, следовательно, темпов роста ВВП.
Для мировой экономики это имеет ни чуть не меньшее значение, чем для самой Америки. Мир вот-вот лишится главной поддержки ключевой движущей силы в плане спроса - поддержки американского потребителя. После того, как лопнет пузырь, домохозяйства США лишатся возможности сберегать посредством удорожания активов, что приведет к необходимости увеличивать норму сбережений, основанную на доходах, и к сокращению зависимости от внешних сбережений. Таким образом, начнется долгожданное сокращение огромного дефицита платежного счета - поначалу это будет весьма болезненно для экономик, зависимых от экспорта. Но, без сомнения, положит начало решению мировых дисбалансов.
Но кто же займет место американского потребителя, когда тот "отойдет от дел"? Очень может быть, что никто. Европа - второй по величине потребитель в мире - очень маловероятный кандидат. Неожиданный экономический рост в Старом Свете в этом году, вероятно, идет за счет роста, который в противном случае произошел бы в 2007 году. Над европейской экономикой в настоящее время навис даже не один дамоклов меч, а целых три: ужесточение фискальной политики, запаздывающее влияние монетарного ужесточения и негативные последствия укрепления евро. Темпы роста в Еврозоне могут превысить 2,5% в этом году, что станет наиболее высоким показателем с 2000 года. Но уже в следующем году он может вновь упасть ниже 1,5%.
Не стоит сильно рассчитывать и на восстанавливающуюся экономику Японии. В долларовом выражении объем частного потребления в Японии составляет лишь 30% от аналогичного показателя в США. Это значит, что ослабление американской экономики на 1% должно компенсироваться ускорением роста Японии на 3%. Как показывает опубликованный недавно отчет по ВВП во втором квартале - это маловероятно, особенно с учетом того, что Японии приходится бороться с укреплением иены и ростом цен на энергоносители.
Две азиатские динамо-машины - Китай и Индия - также, скорее всего, не смогут вытянуть на себе ослабление экономики развитого мира. Китаю приходится иметь дело с серьезно перегретой экономикой. Учитывая то, что реальный ВВП весной вырос на 11,3% в годовом исчислении, а объем промышленного производства - на рекордные 19,5% г/г в июне, у Пекина нет другого выбора, кроме как повышать ставку. Если же этого не произойдет, торговый протекционизм приведет к сокращению экспорта, а дефляционная избыточность производственных мощностей приведет к краху инвестиционного сектора. Китай должен переориентировать свою экономику на частное потребление; в 2005 году доля этого сектора в ВВП сократилась до 38%.
Все это указывает на то, что в начале 2007 года темпы роста экономики Китая начнут снижаться, что будет сопровождаться уменьшением его аппетитов в отношении сырья. Это повлечет за собой дополнительные волновые эффекты для стран-производителей сырья, таких как Австралия, Канада, Бразилия и Африка. Крупнейшие мировые производители нефти также почувствуют на себе последствия охлаждения экономики Китая. Не обойдет это стороной и наиболее крупных китайских поставщиков - Тайвань, Японию и Корею.
Индия слишком мала, чтобы принять эстафету - менее половины экономики Китая в терминах паритета покупательной способности. После 15 лет реформ страна сумела добиться стабильного роста в среднем на 8% в год. Появилась надежда, что ребалансирование в сторону развития промышленности обеспечит новый стимул к росту, а правительство, кажется, настроено решать проблемы инфраструктуры, прямых иностранных инвестиций и сбережений. К несчастью, на пути реформ встали политические планы коалиционного управления.
Однако предстоящее охлаждение мировой экономики имеет более глубокий смысл. Бум последних четырех лет никогда не отличался устойчивостью. Он питался от избыточной ликвидности, возникшей из необходимости принятия анти-дефляционных мер в крупнейших странах. При этом лидирующую роль играл именно американский потребитель, однако, раздольный шоппинг шел за счет поедания собственных активов и сокращения сбережений, финансируемого за счет притоков капитала. Бум балансировал на краю беспрецедентных мировых дисбалансов
Избыточная ликвидность помогла выиграть время. Однако когда Центробанки занялись нормализацией монетарной политики, это время стало заканчиваться. Не получая поддержки от спекулятивных пузырей, искусственный бум может очень быстро развеяться как дым.
Стивен Роуч
Morgan Stanleyworldcrisis.ru