Евро снова главный ньюсмейкер у инвесторов. Пересмотр ставок ЕЦБ может положить конец эре дешевых денег. Следовательно, подорожают кредиты, биржи могут упасть, а курс евро продолжит свой ростОставшиеся полгода до конца каденции на посту главы Европейского центрального банка (ЕЦБ) могут стать для Жан-Клода Трише одним из самых сложных периодов в его банкирской карьере. Ему предстоит поставить точку в пожалуй самом дискутируемом на сегодняшний день в Европе вопросе: положить конец политике крайне дешевых денег или относиться к инфляции более терпимо, как это делает его коллега в Вашингтоне Бен Бернанке. С одной стороны, повышение ставки сейчас может стать ошибкой, так как это может свести на нет любой намек на восстановление европейской экономики. С другой — как-то уж совсем не хочется «хранителю евро», чтобы в конце срока за ним закрепилась дурная слава банкира, потворствовавшего самому главному злу в мире денег — инфляции. Те, кто знаком с Трише, не сомневаются, что он непременно возглавит борьбу с инфляцией. А значит, уже скоро кредиты станут дорожать, биржи могут упасть, а курс евро продолжит свой рост.
Ода ставкеС мая 2009 года в еврозоне действует рекордно низкая ставка в 1%. Она помогла коммерческим банкам не только преодолеть глобальный финансовый кризис, но и способствовала выходу ведущих европейских экономик из тяжелейшей за многие десятилетия рецессии. Все понимали, что рано или поздно центральным банкам, в том числе и Европейскому, придется положить конец политике крайне дешевых денег, так как последняя все быстрее раскручивает инфляционные процессы. Очень многие рассчитывали, что Трише сохранит ставку ЕЦБ по крайней мере до августа 2011-го. Однако его речь на последнем заседании не оставила от этих ожиданий и следа. После заявления о риске столкновения с «инфляцией второго круга», когда компании вслед за ростом цен поднимают зарплаты сотрудникам, чтобы покрыть растущие затраты на электроэнергию и продукты питания, стало понятно, что Трише уже поднял «знамя борьбы с инфляцией» (инфляция в еврозоне в предыдущем месяце — 2,4%. По уточненному прогнозу, за год она составит 2-2,6%, превысив тем самым максимально допустимый для еврозоны 2%-ный барьер. — Ред.). Слова «стабильность цен и дальше будет важнейшим приоритетом ЕЦБ. Денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение низких и стабильных темпов инфляции, содействует созданию макроэкономической обстановки, благоприятствующей росту занятости и инвестиций», прозвучали для многих инвесторов как приговор.
Теперь многие эксперты считают, что одноразовым повышением ЕЦБ не ограничится. Экономист Nomura International Дженс Сондергаард ожидает трех последовательных повышения по 0,25% до конца года. Валютный стратег французской группы BNP Paribas Мари Никола считает, что до конца года ставка поднимется до 2% годовых.
Апрельское повышение выведет ставку ЕЦБ далеко вперед по сравнению с США и Великобританией. Ставка Федеральной резервной системы США с декабря 2008 года составляет 0-0,25%, а Банк Англии держит ставку на уровне 0,5%.
Гадания на курсе ЕЦБ уже обеспечил рост курса евро как минимум до апреля 2011 года. На прошлой неделе евро уже достигал отметки в $1,3976, что стало максимумом с ноября 2010 года ($1,3904 — 9 марта). И тенденция к дальнейшему укреплению курса евро по отношению к доллару продолжится. Во-первых, потому что деньги инвесторов обычно всегда перетекают туда, где растет банковский процент. Во-вторых, потому что ЕЦБ своими действиями повышает авторитет евро как надежной и старательно оберегаемой от обесценивания денежной единицы. Теперь экономисты по обе стороны Атлантики рисуют ориентир — $1,5 за евро.
Сильный евро, конечно, создаст проблемы для экспортеров, но, с другой стороны, подавит инфляцию. Дорогой евро поможет нивелировать заоблачные цены на нефть. Ведь Старый Свет расплачивается за энергоносители, обменивая свою сильную валюту на слабый доллар, в котором производятся все расчеты.
Украинский рынок также почувствовал рост европейской валюты. Только с начала февраля евро прибавил в стоимости 1,85%, 9 марта подскочив до 11,075 грн., и, по разным оценкам, к апрелю достигнет 12 грн. Правда, в Украине курс евро всецело зависит от пары гривня/доллар. Если НБУ не изменит курс доллара к гривне, то официальный курс евро к гривне (согласно Положению НБУ об установлении официального курса гривни к иностранным валютам и курса банковских металлов) будет понижен на 0,3185% (от нынешнего 10,9639 грн. на пятницу 11 марта ) и варьироваться в районе 10,9290 грн. за евро.
Смягчающее обстоятельствоВсе же евро может прекратить ралли. Виной тому может стать Испания. Точнее, неожиданное понижение рейтинга последней агентством Moody's на прошлой неделе, которое снизило его на одну ступень — до Аа2 — и сохранило негативный прогноз. В пояснительной записке утверждается, что Мадрид искусственно занижает стоимость спасения банковского сектора. По собственным оценкам агентства, на это уйдет как минимум 40-50 млрд. евро, что в два раза больше официальных цифр (испанское правительство рассчитывало на 20 млрд. евро. — Ред.). Более того, и 50 млрд. в конечном итоге может быть мало.
Не верят эксперты и в решение «греческого вопроса». Европейский экспертный совет (EEAG), в состав которого входят европейские экономисты во главе с президентом Института экономических исследований IFO Хансом-Вернером Зинном, опубликовали доклад, в котором утверждают, что новая финансовая помощь Греции понадобится не позднее 2013 года. Эксперты считают, что курс Афин на экономию недостаточно эффективен, а масштабы кризиса, в котором страна находится, до сих пор в полной мере не оценены. В исследовании отмечается, что после завершения срока действия «пакета мер спасения» Греция будет не в состоянии осуществлять рефинансирование с помощью рынка. Между тем греческое правительство постоянно подчеркивает, что оно «вернет каждый цент» и не позднее 2014 года начнет сокращать гору своих долгов. К слову, по оценке главы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томаса Мироу, реструктуризация долгов Греции неизбежна. «Сомневаюсь, что Греция способна в долговременном плане нести долговую нагрузку, превышающую 150% от ВВП», — отметил банкир. «Рынки давно уже рассчитывают на реструктуризацию», — констатировал он в интервью Sueddeutsche Zeitung, указав, что для преодоления своих проблем Греция должна снизить госдолг до 100% от ВВП. Мироу предположил, что поэтому придется списать больше 30% долгов Греции.
К тому же высокий курс евро не нужен и другим странам акронима PIIGS, продающим потребительские товары и туризм. Кроме того, под шумок арабских революций ирландское правительство со своей стороны готовится жестко реструктуризировать долги за счет кредиторов. Поэтому евро не имеет шансов стабилизироваться на текущем уровне — экономические и политические проблемы большинства стран ЕС могут перевесить интересы находящейся в другой фазе экономического цикла Германии. Поэтому долговые проблемы стран Европы могут оказаться гораздо глубже и масштабнее, чем было принято считать. И именно они в среднесрочной перспективе будут главным фактором, довлеющим над евро. Это может не позволить ЕЦБ провести слишком агрессивное ужесточение монетарной политики. Увеличение стоимости заимствований в любой момент может спровоцировать резкий рост волатильности в финансовой системе еврозоны и нанести серьезный ущерб долговым рынкам. И даже несмотря на это, в краткосрочной перспективе рынок все же периодически будет вспоминать и о том, что в Европе планируется ужесточение монетарной политики.
В числе пострадавшихА вот фондовые и сырьевые рынки, сильно набухшие от притока дешевых заемных долларов и евро, на начинающееся удорожание денег (а действия ЕЦБ, несомненно, усилят давление и на щедро печатающую деньги Федеральную резервную систему США) могут отреагировать снижением котировок. Европа, несмотря на удачные данные по промпроизводству в Великобритании, Франции и Германии, уже начала источать негатив. Инвесторы предпочитают думать о долговых проблемах региона. Сообщение Moody’s о понижении рейтингов облигаций Греции и Испании сюрпризом не стало, ведь уже с середины декабря шли пересмотры его рейтингов. Но на плодородную почву общественного мнения, возделанную в преддверии саммита ЕС разговорами о скором новом долговом кризисе в Европе, эти семена легли как нельзя лучше. Европейские индексы находятся в минусе, и надежды на их рост сегодня практически нет. Поэтому и у украинского фондового рынка, окруженного со всех сторон негативом, шансов на рост сегодня тоже практически нет.
Пока курс EUR/USD не пробил отметку 1,40-1,45, говорить о восстановлении понижательного тренда все-таки сложно. Единственное, что можно прогнозировать с высокой долей вероятности, — постоянный рост волатильности в паре. Да и возможности ЕЦБ как-то повлиять на данный процесс весьма ограничены. Разумеется, главный банк Европы может начать интервенции, выбрасывая на рынок евро. Но без поддержки партнеров — Федеральной резервной системы США и Банка Японии — подобные действия не принесут желаемого эффекта и станут просто пустой тратой валютных резервов. А партнеры ЕЦБ сегодня в этом пока не заинтересованы: американцам нужно компенсировать дефицит бюджета, а японцам — стимулировать экспорт. Впрочем, как полагают опрошенные Bloomberg эксперты, координация действий станет возможной только тогда, когда доллар снизится до 1,45 за евро. Ведь при таком курсе мировая экономика столкнется с реальной угрозой разбалансировки с непредсказуемыми последствиями: тысячи европейских экспортных предприятий окажутся на грани банкротства, а рост цен на импортные товары на внутреннем рынке США вызовет взрыв возмущения рядовых потребителей. А такого поворота ФРС постарается не допустить.
Инвестгазета