Хороший выдался ноябрь для доллараОпасения, что вскоре доллар может перестать быть мировой резервной валютой, несколько преждевременны, судя по качественному восстановлению валюты в течение ноября. Например, индекс доллара, который упал ниже 76 в начале месяца, когда ФРС объявлял о QE2, неуклонно поднимался в течение месяца, преодолев 81 вчера. Как и всегда, этому способствовал ряд факторов: массивное короткое покрытие доллара к концу года, неприятие риска, кризис доверия евро, более сильные экономические данные из США, разговоры в Вашингтоне о том, что политики серьезно рассматривают возможность существенной фискальной консолидации. Ночью президент Обама предложил двухлетнюю заморозку индексации оплаты федеральным служащим, что сбережет 2 миллиарда долларов в оставшемся фискальном году и 60 миллиардов в следующем десятилетии. Для облигаций был плохой месяц: в Европе доходность десятилетних бундов выросла на 20 пунктов, итальянских на 66 пунктов, испанских на 116 пунктов, португальских на 82 пункта и ирландских на 209 пунктов. Доходность американских десятилеток выросла на 22 пункта. Акции также пострадали в некоторой степени, особенно в Европе: Euro Stoxx 50 на 6.2% ниже, испанский IBEX упал на 13.8%. Тем не менее, DAX прибавил 2%, S&P, по сути, остался без изменений.
Если европейские лидеры надеялись, что двойное объявление плана спасения Ирландии на 85 млрд. евро и нового Европейского Механизма Стабильности успокоит нервозность рынков, им нужно подумать еще, судя по вчерашней восторженной реакции. EUR, который подскочил к 1,3350 в начале азиатских торгов после объявлений за день до этого, упал до 1,31 к середине дня, до нового двухмесячного минимума. Европейские долговые рынки были вновь в испуге, обеспечив головомойку для Испании, Португалии, Италии и Бельгии. Доходность долгосрочных правительственных облигаций к бундам на этих четырех рынках в какой-то момент поднималась еще на 20 б.п.
Это не удивительно. Причиной последнего долгового кризиса никогда не было лишь предположение Меркель, что держатели облигаций должны разделить бремя с налогоплательщиками. Это комбинация из многих факторов, в частности следующих:
А) многие европейские банки стали более зависимыми от фондирования ЕЦБ (и у них заканчивается приемлемое обеспечение);
Б) оптовое (межбанковское) кредитование для таких банков почти полностью отсутствует;
В) владельцы розничных депозитов стали сильней обеспокоены доходностью их вложений, несмотря на правительственные гарантии сохранности депозитов;
Г) держатели облигаций, без разницы, крупные или мелкие, обеспокоены значительными убытками;
Д) правительства предоставили гарантии по депозитам в то время, когда массово возникает вопросы о размерах долгов самих правительств и их фискальных дефицитов;
Е) активы на балансах этих банков под сильным давлением; и
Ж) германское правительство под давлением со стороны налогоплательщиков, которые не хотят принимать участие в будущих спасениях европейских стран.
Авторы Майкл Деркс и Саймон Смит, FxPro