Автор Тема: Про Баффета.  (Прочитано 4677 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sergeevАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 185
  • +6/-0
    • Просмотр профиля
Про Баффета.
« : 09.06.2006 11:57 »
Карьера: Уоррен Баффетт заработал $44 млрд., покупая компании "на вкус"

Самый простой инвестор 

Лев СИНЕБРЮХОВ

 Уоррен Баффетт занимает второе место среди богатейших людей планеты с состоянием в $44 млрд. А первые шаги в бизнесе он сделал в шесть лет, продавая кока-колу своим родителям. Биржевым спекулянтом Баффет стал в 11 лет, но в Гарвард его все равно не приняли. Хотя принципы его инвестирования очень просты, пока повторить его успех не смог никто.


"Мне нравится их вкус, и я считаю его доказанным конкурентным преимуществом"


В 1972 году глава компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт сделал на первый взгляд убийственно невыгодное приобретение. За $25 млн. он купил фирму See's Candies, выпускающую шоколадные конфеты. Интрига состояла в том, что по всем методам финансового анализа так называемая "справедливая цена" предприятия не превышала $8 млн. А так как предыдущий хозяин не хотел отдавать See's дешевле $30 млн., то за серьезный актив кондитерскую фирму никто и не считал. Уоррен оказался первым покупателем, который всерьез начал торг с $30 млн. Благодарный владелец согласился уступить See's дешевле на $5 млн.

Интересно, что при этом Баффетт, как обычно, заранее заручился поддержкой акционеров Berkshire. Главным из приведенных им аргументов стало... гастрономическое качество выпускаемых See's конфет. "Мне нравится их вкус, и я считаю его доказанным конкурентным преимуществом". Баффетт не ошибся - через несколько лет цена See's выросла в несколько раз, намного обогнав прирост основного биржевого индикатора Соединенных Штатов - индекс Доу-Джонса.

Вообще, Уоррен Баффетт применяет принцип "покупаю то, чем пользуюсь сам" почти ко всем своим приобретениям. Он обожает пить кока-колу в банках (Berkshire владеет 7% акций компании), бреется исключительно бритвами "Жиллетт" (11% акций), расплачивается карточкой American Express (10% акций), а Washington Post всегда была его любимой газетой (15% акций). Вряд ли капитализация этих компаний растет из-за того, что Баффетт пользуется их продукцией, но их акции принесли ему миллиарды. Такая вот натуральная магия.

В Гарвард не годен по уму

Родился Уоррен Эдвард Баффетт (Warren Edward Buffett) 30 августа 1930 года в городе Омаха, что находится в штате Небраска. Семья не бедствовала - его отец Говард Баффетт был преуспевающим биржевым маклером. Всего у Баффеттов было четверо детей, но Уоррен оказался среди них единственным мальчиком. Еще совсем маленьким он обнаружил великолепную память на числа, с лету запоминая число жителей в различных городах Америки.

Первую свою сделку Уоррен совершил в шестилетнем возрасте. В магазине своего деда он купил на карманные деньги шесть банок кока-колы по 25 центов штука и сбыл их плачущим от умиления родным по цене в полдоллара. Папина работа не давала Уоррену покоя, и в 11 лет он решил попробовать себя в биржевых спекуляциях. Объединившись со старшей сестрой Дорис, он купил при поддержке отца три привилегированные акции Cities Service Preferred по $38. Вскоре их цена опустилась до $27, а затем поднялась до $40. На этой отметке Уоррен решил фиксировать прибыль, заработав за вычетом комиссии $5. Однако какова же была его досада, когда через несколько дней цена Cities Service пробила отметку $200 за акцию. Баффетт до сих пор вспоминает о той своей ошибке и добавляет, что так жизнь преподала ему главный принцип инвестирования - "терпение вознаграждается".

К тринадцати годам отточив тактику биржевой игры, юный Уоррен взялся за доставку газеты "Вашингтон пост" и заработал на этом $175 в месяц. Окрыленный успехом, он наповал сразил всех родственников, заявив, что если к 30 годам не станет миллионером, то спрыгнет с крыши самого высокого здания в Омахе. Родные утешались мыслью, что к этому возрасту Уоррен повзрослеет и поумнеет. Их надежды оправдались. Баффетт благополучно одолел 30-летнюю отметку, заработав свой первый миллион, когда ему исполнился 31 год.

А пока Уоррен в 14 лет вложил заработанные $1200 в 4 гектара сельхозугодий неподалеку от Омахи и сдал их в аренду фермерам. Но высокая цель стать миллионером не позволила Баффетту почивать на лаврах рантье. Скинувшись с другом, он за $25 купил простенький игральный автомат и установил его в ближайшей парикмахерской. К концу года у партнеров было уже пять игровых автоматов по всей Омахе. Доход с них превышал $50 в неделю. Наигравшись, через год друзья продали игровой бизнес за $1200. Купив по случаю за $350 подержанный "Роллс-ройс", Баффетт стал сдавать его напрокат за $35 в день. В итоге к шестнадцати годам личный капитал Уоррена составил более $6000.

Окончив школу в 1947 году, Баффетт вовсе не собирался бросать свой газетный бизнес и идти учиться дальше. Но папа, к этому моменту ставший конгрессменом, чуть ли не насильно отправил Уоррена учиться в Wharton Business School в Университете штата Пенсильвания. Однако младший Баффетт все-таки нашел способ вернуться в родную бизнес-среду, переведясь через год в Университет Линкольна, что расположен в Омахе. И хотя учеба отнимала много сил и времени, через три года получив диплом, Уоррен имел на счету $9800.

В Университете Линкольна Баффетт был на хорошем счету, и магистерскую степень ему рекомендовали получать в Гарвардской школе бизнеса, самом престижном для экономистов учебном заведении США. Смешно, но тамошняя приемная комиссия отказала Баффетту, найдя будущего крупнейшего инвестора в мире слишком посредственным. До сих пор американская пресса называет это решение "крупнейшей ошибкой школы за всю ее историю". Но тогда Уоррен сильно расстроился, но руки не опустил и поступил-таки в магистратуру нью-йоркского Колумбийского университета, где преподавал известный экономист Бен Грэхем.

"Летаргия, граничащая с ленью, остается краеугольным камнем нашего инвестиционного стиля"

Бенжамин Грэхем (для друзей просто Бен) еще в 1920-е стал пионером разработки инвестиционной теории и соавтором известнейшего труда по созданию идеального инвестиционного портфеля Security Analysis. В те годы акции компании могли быть оценены лишь относительно цен на другие акции. Грэхем же был сторонником определения справедливой цены акции при помощи финансового анализа положения дел в компании. Книга Грэхема увидела свет вскоре после биржевого краха в 1929 году и стала библией для следующего поколения инвесторов.

Подход Грэхема чрезвычайно впечатлил Баффетта. Но в отличие от своего преподавателя в Колумбийском университете он мог составить собственное представление о компании только в прямом смысле пощупав ее собственными руками. Как-то узнав из газет, что Грэхем является управляющим небольшой страховой компании Geico, Баффетт в ближайший свободный день купил билет на поезд и поехал в расположенный в Вашингтоне главный офис компании. Но приехал он туда субботним утром, и офис был закрыт. Деваться раздосадованному Баффетту было некуда, и он стучал в двери, пока ему не открыл дежурный. Уоррен спросил, есть ли в здании хоть кто-то из директоров. По счастливой случайности в выходной день на работу вышел финансовый вице-президент Geico Лоример Дэвидсон. Субботний визитер удивил Дэвидсона, и он согласился его принять... проговорив с ним четыре часа. Позже Баффетт говорил, что во время беседы узнал о самой компании и страховом бизнесе вообще больше, чем за все годы обучения в университете. Вернувшись из Вашингтона, он вложил в акции Geico две трети своего состояния и стал рекомендовать покупку ее акций как первоклассную инвестицию своим родственникам, друзья и знакомым.

Получив степень магистра, Уоррен попытался устроиться в инвестиционную компанию самого Грэхема. Но бывший преподаватель посоветовал ему поднабраться опыта. Расстроенный Баффетт вернулся работать в фирму своего отца, которой было далеко до размаха воротил с Уолл-Стрита. Зато через два года он познакомился со Сьюзи Томпсон и вскоре сделал ей предложение. Они сняли трехкомнатную квартиру за $65 в месяц. Когда родилась их первая дочь, которую в честь матери назвали Сьюзи, Баффетт сам смастерил детскую кроватку - чтобы сэкономить. Про мечту стать миллионером Уоррен уже не вспоминал. В поисках дополнительного заработка Баффетт устраивается преподавателем на вечерний факультет в Университет Омахи, но понимает, что боится публичных выступлений. Тогда он стал проходить курс известного Дейла Карнеги. "Я не хотел, чтобы у меня перестали дрожать колени, когда я читаю лекцию, - скажет он об этом. - Мне хотелось научиться говорить даже тогда, когда дрожат колени".

Говорить на людях Баффетт научился, но до сих пор предпочитает общаться с публикой письменно - в виде отчетов компании Berkshire. Зато в этом он достиг совершенства. Содержащие минимум иллюстраций и графиков черно-белые отчеты Berkshire объемом около 70 страниц стали бестселлерами в корпоративной среде Соединенных Штатов. Недавно Баффетт даже получил литературную премию за "образный язык и тонкий юмор" этих отчетов. Чего стоит, например, взятая оттуда фраза Баффетта: "летаргия, граничащая с ленью, остается краеугольным камнем нашего инвестиционного стиля".

Семье хватит 1%


В 1954 году Грэхем все же пригласил Баффетта поработать в свою нью-йоркскую инвесткомпанию. Но через два года Уоррен снова вернулся в Омаху, на этот раз навсегда. Теперь он создал свое первое партнерство Buffett Associates Ltd из семи родственников, доверивших ему $105 тыс. Сам Баффетт поступил хитро и вложил в партнерство всего $100 из своих $140 000.

За следующие пять лет активы фонда выросли в 3.5 раза, а индекс Доу-Джонса не успел даже удвоиться. К 1962 году Баффетт управлял уже семью партнерствами с более чем 90 партнерами и активами в $7.2 млн., из которых $1 млн. принадлежал уже ему лично.

Именно тогда он и Сьюзен купили себе в Омахе небольшой домик за $31 500, и Баффетт облюбовал себе для работы спальню. Он до сих пор предпочитает пролистывать в ней отчеты принадлежащих ему компаний. Именно тогда он сформулировал свой второй принцип инвестирования: не продавать акции никогда. Ведь он покупал только самые лучшие фирмы - значит, их акции могут только дорожать. Все остальные колебания - это неустойчивая рыночная конъюнктура.

Но путь к сегодняшним миллиардам ему открыла сделка с акциями его любимой газеты Washington Post. Убедив себя и акционеров Berkshire в светлом будущем газеты, Уоррен весной 1973 года начал скупать ее акции и к лету приобрел их около 15%, вложив в них $10.6 млн. После этого из-за тогдашнего нефтяного кризиса американская экономика почувствовала себя совсем худо, и до 1975 года акции Washington Post приносили Баффетту одни убытки. Зато сейчас этот пакет стоит около $1.2 млрд., увеличившись в цене за 30 лет примерно в сто раз.

Сейчас Уоррену Баффетту 74 года, но он продолжает находить способы заработать лишние миллиарды. В 2002 году он впервые начал вкладывать средства в иностранную валюту - хотя до этого много раз заявлял, что не верит в возможность заработать деньги, делая ставки против Соединенных Штатов. Но теперь всех гораздо больше волнует ответ на вопрос, кто будет управлять инвестиционной империей Баффетта после его смерти. Ведь преемника он до сих пор не назвал. Правда, с наследством Баффетта все уже ясно. Миллиардер уже объявил, что оставит своей семье 1% состояния. Остальное получит учрежденный им благотворительный фонд, который пока сидит на "голодном пайке" в $10-12 млн. в год.

Впрочем, детям Баффетта к такому отношению не привыкать. Как-то папа потребовал у дочери расписку на одолженные ей $20 на оплату парковки в аэропорту. А сын до сих пор арендует на общих условиях ферму, купленную для него отцом.

Профессор и учительница c $750 миллионами

Дональд Отмер был скромным профессором кафедры химии Бруклинского политехнического университета, его жена Милдред -учительницей искусствоведения. Правда, после смерти супруги университету отписали $175 млн., а всего их состояние оценивалось в $750 млн. Источником богатства оказались акции компании Berkshire Hathaway. Супруги Отмер оказались одними из первых пайщиков фондов Уоррена Баффетта, доверивших ему $25 000 в 1960-е годы.

13.8 сотрудника

Хотя Баффетт основную часть работы делает у себя дома, для своей компании Berkshire он снимает офис в родной Омахе. В штатном расписании "империи" значится 13.8 сотрудника. После того как Баффетт купил себе компьютер для игры в покер по интернету, в штат ввели программиста.

Странный друг Билла Гейтса

Недавно Баффетт ввел главу корпорации Microsoft Билла Гейтса в совет директоров Berkshire как независимого директора, представив его дальновидным и расчетливым инвестором. Тем не менее в портфеле Баффетта нет ни одной акции высокотехнологичных компаний. Вердикт Баффетта категоричен: "Я не пользуюсь их продукцией, а значит, не могу в них инвестировать".