В последние месяцы в экономической прессе стали появляться статьи о «новой индустриализации» США: возвращении в страну заводов, которые в течение предыдущих двух десятилетий местные компании предпочитали размещать в развивающихся странах. Оптимисты прочат Соединенным Штатам приток инвестиций и рост промпроизводства, а скептики обращают внимание на бедственное положение Евросоюза и Японии, лишь по контрасту с которым скромные улучшения в американской промышленности могут считаться «бумом». «Лента.ру» изучила доводы тех и других, чтобы понять, действительно ли США оказались на пороге новой индустриализации.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов казалось, что в мировой экономике произошло окончательное разделение труда: передовые государства обеспечивали разработку новых технологий, а само производство было вынесено в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой. Новый экономический миропорядок стал возможен благодаря целому комплексу причин, ключевые из которых — доминирование в мире транснациональных корпораций, либерализация мировой торговли и интернетизация.
Из этого разделения труда извлекали выгоду все участники: крупные компании снизили свои расходы, небогатые страны получили инвестиции и, следовательно, возможность улучшить благосостояние своих граждан, а потребителям достались более дешевые товары. Можно было ожидать, что столь выгодная для всех схема просуществует в неизменном виде еще по крайней мере несколько десятилетий, однако уже в начале 2010-х годов стало понятно, что в мире есть несколько стран-исключений, экономики которых в эту схему не вписываются. Одним из таких исключений стали США, крупнейшая экономика мира.
Обратно в АмерикуВ начале декабря 2013 года газета The New York Times со ссылкой на данные Министерства торговли США сообщила, что экспорт автомобилей из Соединенных Штатов за период 2009-2012 годов вырос почти на 80 процентов, а за десять месяцев 2013-го рост экспорта составил почти девять процентов в годовом измерении. Если в 2012-м на экспорт (включая Канаду и Мексику) отправилось 1,8 миллиона автомобилей, то по итогам текущего года поставки из США могут достичь уже двух миллионов. Для сравнения, внутри Соединенных Штатов в 2013 году ожидаются продажи 15,5 миллиона автомобилей, так что экспорт по сравнению с размером внутреннего рынка пока выглядит скромно.
В последние десятилетия страна была крупным промышленным импортером, в том числе и в такой исторически важной для себя отрасли, как автомобильная промышленность. Однако после кризиса автомобили, произведенные на территории США (и, в частности, на заводах японских компаний Honda и Toyota), подешевели, став конкурентоспособными и по цене, и по качеству. Впервые за долгое время производители получили возможность отправлять свои машины на экспорт.
Активно развивать мощности в США ради насыщения как внутреннего, так и внешнего рынков, помимо автопроизводителей, решили и другие промышленники. В конце 2012 года концерн General Electric начал производство в своем промышленном парке в Луисвилле (штат Кентукки). Полузаброшенный комплекс, от которого GE хотела избавиться еще в 2008 году, сейчас занят конвейерами для сборки кухонных принадлежностей. Издание The Atlantic подсчитало, что GE намерен вложить в парк 800 миллионов долларов, а глава компании Джефф Имельт (Jeff Immelt) в статье для Harvard Business Review весной 2012 года с осторожностью написал о том, что страна становится все более привлекательной для промышленного производства. Еще раньше часть производств вернули из-за рубежа производители домашней техники Whirpool и лифтов Otis.
Помимо компаний, занятых в традиционных отраслях промышленности, о «новом открытии» США заявляют и лидеры высокотехнологического сектора. В частности, Apple, которая производит свои «айфоны» и «айпэды» исключительно за рубежом, в начале ноября 2013 года объявила о намерении построить завод в городе Меса (штат Аризона). На предприятии будут заняты около двух тысяч человек, а стоимость проекта составит не менее 578 миллионов долларов. Точных сведений о том, что будет производиться на заводе, пока нет, но в СМИ предположили, что речь идет о компонентах с применением сапфирового стекла.
О своем намерении перенести часть производства из Китая обратно в США компания сообщила еще в конце прошлого года. Еще раньше о похожих планах рассказали в Lenovo. Причины, по которым производства переносятся обратно в Соединенные Штаты, компании не указали, но вероятно, они рассчитывают на повышение прибыльности и рекламной привлекательности. В случае с Apple добавляется еще и инновационная составляющая: новый завод будет полностью работать на возобновляемых источниках энергии, в том числе и на солнечной. В США высокотехнологичная промышленность, безусловно, чувствует себя намного увереннее, чем, например, в том же Китае, где сейчас размещены производства Apple.
Подводная часть айсбергаЗа процессом возвращения промышленных предприятий в США журналисты стали пристально следить в последние два года — когда из единичных случаев «новая индустриализация» начала вырастать в тенденцию. Среди самых очевидных причин переноса заводов из развитых стран профильные СМИ называют высокую стоимость топлива — с 2000 года нефть подорожала примерно в три раза. Дороговизна бензина и керосина автоматически ведет к подорожанию перевозок, а следовательно, и к росту стоимости товаров, ввезенных в США, которые остаются крупнейшим мировым импортером. При этом в самих США в последние годы топливо (прежде всего газ) стабильно дешевеет — благодаря сланцевой революции. По оптимистичным сценариям в ближайшем будущем Соединенные Штаты могут стать не только промышленным экспортером, но и поставщиком энергоресурсов — немыслимая для начала 2000-х годов ситуация.
Кроме того, в самих Соединенных Штатах существенно изменились отношения между работодателями и наемными рабочими. С одной стороны, профсоюзы потеряли значительную часть влияния и охотнее идут на бесконфликтное разрешение споров. С другой стороны, бизнес стал гибче в вопросах оплаты труда и социальных гарантий. По крайней мере, так происходит в автомобильной отрасли.
В пользу того, чтобы размещать производства на территории США, говорит также высокая квалификация рабочих и производительность труда, сильно превосходящая аналогичные показатели в развивающихся странах. Безусловно, китайскому рабочему пока можно платить намного меньше, однако разница в зарплатах между Китаем и США хоть и медленно, но все же сходит на нет.
На волне относительного успеха возвращения компаний в Штаты некоторые специалисты засомневались: может быть, сам вынос производства в развивающиеся государства в 1990-2000-е годы был ошибкой? В предыдущие десятилетия, утверждают скептики, не учитывались скрытые расходы на поддержание производства, разнесенного по разным государствам.
Осенью 2012 года консалтинговая компания Boston Consulting Group опубликовала доклад, в котором предсказала рост числа занятых в американской промышленности на пять миллионов человек к концу десятилетия. А уже к 2015 году экспортировать промтовары из США будет на 5-25 процентов дешевле, чем из развитых европейских государств или Японии. Опасность от реиндустриализации Соединенных Штатов признали, в частности, в Китае: инициатива американского руководства грозит Пекину потерей множества заказов.
И все же оптимизм по поводу промышленных перспектив Соединенных Штатов не следует преувеличивать — говорить об индустриальном ренессансе Америки пока все же рано. Подтверждением тому может служить банкротство Детройта летом 2013 года. Некогда столица и символ «большой тройки» американских автопроизводителей, он оказался не в состоянии выплатить примерно 20 миллиардов долларов задолженности. Помимо очевидных просчетов городских властей свою роль сыграл кризис, поразивший тогда автомобильную индустрию США — технологическое отставание американских автомобилей в конце 2000-х привело к сокращению спроса на бренды GM, Ford и Chrysler.
Судьба во многом парадоксального промышленного возрождения Соединенных Штатов будет определяться множеством внутренних и внешних факторов. Не в последнюю очередь она зависит от результатов противостояния промышленников и финансистов. Весной 2013 года The Financial Times проанализировала прогноз экономиста Джерарда Минака (Gerard Minack), работавшего тогда на инвестбанк Morgan Stanley. Известный своими «медвежьими» взглядами на фондовый рынок, Минак поставил под сомнение целый ряд стереотипов о второй индустриализации США — начиная с корректности самого термина (ни о какой деиндустриализации Соединенных Штатов в конце XX века не было и речи) и, что важнее, заканчивая непосредственной связью между возвращением промышленности в США и ростом фондового рынка.
Эта связь чрезвычайно важна, потому что лежит в основе самого процесса реиндустриализации — процесс будет продолжаться до тех пор, пока он экономически выгоден. По мнению Минака, рост фондового рынка в США в последние годы был обусловлен снижением расходов крупных компаний, которое достигались с помощью переноса производства в страны с дешевой рабочей силой. Возвращение производства в США, скорее всего, увеличит производительность, но будет ли оно сопровождаться схожим по масштабам снижением издержек крупных компаний и ростом котировок их ценных бумаг? Ответ на этот вопрос неочевиден, но именно от него и будут зависеть перспективы реиндустриализации США.
Лента.ру