Повторится ли на фондовых рынках прошлогодний взлет курсов акций? Стоит ли делать ставку на дальнейшее удорожание сырья или существенные колебания валют? Вряд ли. Так куда же потекут деньги европейских инвесторов?
Институциональным инвесторам в этом году не позавидуешь. Действительно, что делать сейчас профессионалам, скажем, в страховых компаниях, работа которых в том и состоит, чтобы выгодно вкладывать собранные с клиентов большие деньги? После чрезвычайно урожайного 2009 биржевого года даже специалистам будет крайне трудно найти перспективные бумаги.
Рисков больше, шансов меньше Как это ни парадоксально, но риск потерять на биржах деньги в этом году, возможно, даже выше, чем в прошлом, обвально-кризисном 2009-м. Ведь 10, 12, 14 месяцев назад на рынках царили паника и страх. Поэтому многие акции и облигации вполне жизнеспособных и даже первоклассных компаний оказались настолько несуразно дешевыми, что их можно было достаточно смело класть в любой более или менее диверсифицированный портфель. Ведь даже если бы часть выбранных фирм не пережила кризис, бумаги остальных эмитентов по мере восстановления рынков рано или поздно с лихвой компенсировали бы возможные потери.
Собственно, так оно и произошло, причем в куда более сжатые сроки, чем ожидали даже заядлые финансовые оптимисты. Пример тому - немецкий биржевой индекс DAX, объединяющий акции 30 крупнейших акционерных обществ Германии. Упав в начале марта прошлого года до многолетнего минимума, он менее чем за десять месяцев вырос более чем на 60 процентов. Так что тот, кто в момент тотальной распродажи в конце прошлой зимы не побоялся вложить деньги в такой сравнительно надежный инвестиционный инструмент, как индексный фонд, надолго сохранит о минувшем годе самые теплые воспоминания.
В "празднике урожая" участвуют лишь немногие Что же тогда говорить о тех смельчаках, которые рискнули сделать ставку на акции отдельных компаний, например, крупных европейских банков или солидных автопроизводителей, и менее чем за год удвоили, утроили или даже учетверили вложенный капитал? Впрочем, не в обиде и те, кто слишком рано вошел в падающий рынок или кто начал покупать лишь при вновь растущих курсах: 50, 35 или даже 20 процентов годовых - тоже отличный результат.
Дело, однако, в том, что круг участников этого "праздника урожая" очень ограничен: смельчаков в прошлом году оказалось совсем немного. Об этом свидетельствуют, в частности, резко сократившиеся обороты на ведущих фондовых площадках планеты (на Франкфуртской бирже объемы торгов упали наполовину!) или, скажем, по-прежнему низкая квота акций в инвестиционных портфелях крупных страховых компаний.
Курсы высокие, портфели пустые В результате мы имеем к началу 2010 года весьма своеобразную ситуацию. С одной стороны, индексы и курсы многих акций достигли пика за последние 15 месяцев, т.е. вернулись на уровень до осеннего обвала 2008 года. В то же самое время большинство крупных игроков, прозевавших в прошлом году выгодный момент для вхождения в рынок и побоявшихся прыгать в уже тронувшийся поезд, сейчас по-прежнему явно недоинвестированы.
Это, конечно же, аргумент в пользу дальнейшего роста бирж, ведь должны же те же страховики, например, когда-то начать вкладывать деньги в потенциально более доходные инструменты, чем гособлигации. В пользу дальнейшего подъема говорят и по-прежнему рекордно низкие процентные ставки центробанков, благодаря которым рынок завален ликвидностью, которая в значительной мере идет не в реальный сектор, а на фондовые рынки.
Аргументы в пользу падающих курсов Однако после 60-процентного роста индекса DAX и сопоставимого взлета его европейских и американских собратьев достигнута такая высота, что идти дальше вверх просто страшно. Биржи явно предвосхитили выход глобальной экономики из рецессии и начало экономического подъема, так что теперь их потенциал для дальнейшего движения вверх многим представляется исчерпанным, тем более, что нынешний экономический рост может оказаться достаточно нестабильным.
Кроме того, над финансовыми рынками в этом году висит гигантский Дамоклов меч в виде назревающего ужесточения кредитно-денежной политики. Большинство аналитиков полагает, что к концу лета или осенью Федеральная резервная система США (ФРС) и Европейский центральный банк (ЕЦБ) непременно начнут повышать процентные ставки. Это будет верным признаком того, что экономика выздоравливает, однако на биржах любое удорожание кредитных ресурсов традиционно вызывает аллергическую реакцию.
Боковое движение как наиболее реальная перспектива Все это - аргументы в пользу падающих курсов. Впрочем, вполне вероятно, что любое снижение индексов уже на 5-10 процентов будет воспринято многочисленными недоинвестированными профессионалами как шанс все-таки войти в рынок. Что мы получаем в результате? Высокую вероятность так называемого бокового движения на биржах, когда индексы и курсы многих акций длительное время колеблются в сравнительно узком коридоре, что большинству инвесторов приносит в лучшем случае минимальную прибыль.
Пожалуй, боковое движение грозит в 2010 году не только фондовому, но и сырьевому рынку, где цены на нефть, например, вновь достигли достаточно высокого уровня, хотя спрос на энергоносители еще весьма далек от показателей докризисных 2007-2008 годов.
Валютный рынок ждет повышения ставок Может, сделать тогда ставку на самый непредсказуемый рынок - валютный? Его, по идее, должны разогреть в этом году предстоящие повышения процентных ставок в США и еврозоне. Тут ключевое значение будет иметь то, кто первым начнет. По логике вещей это должны быть американцы: у них и кризис, и снижение ставок начались раньше, чем в Европе. Первый шаг со стороны ФРС был бы в интересах европейских экспортеров, потому что он способствовал бы укреплению слишком дешевого доллара.
Однако в Вашингтоне к опасности инфляционных тенденций традиционно относятся несколько более спокойно, чем во Франкфурте, а потому не исключено, что первым поднимет ставки Европейский центральный банк. Это может привести к крайне нежелательному дальнейшему укреплению и без того дорогого евро. Однако с нынешнего уровня в 1,43-1,44 доллара США за евро курсу дадут вырасти, скорее всего, где-то до 1,60, но вряд ли больше: в слишком слабой американской валюте никто в мире, кроме фанатичных антиамериканистов, не заинтересован. Именно поэтому можно предположить, что ФРС и ЕЦБ постараются скоординировать свои действия, чтобы предотвратить резкие колебания валютных курсов, на которых хорошо зарабатывают спекулянты, но которые очень вредны для экономики.
Биржи возвращаются в нормальное русло В общем, получается, что и здесь боковое движение весьма вероятно. Так во что же тогда будут вкладывать в этом году свои деньги европейские инвесторы? Как говаривали в старину: знал бы выкуп, жил бы в Сочи... Но в одном уверен совершенно твердо: нынешний год будет для биржевых инвестиций весьма трудным, поскольку вряд ли повторятся столь мощные и очевидные движения вниз и вверх, как это было в 2009 году. Иначе говоря: момент для отчаянно-смелых кавалерийских наскоков прошел, теперь перспективные бумаги для инвестирования вновь придется выискивать долго и кропотливо.
Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche WelleFINANCE.UA