Автор Тема: Евротупик  (Прочитано 3658 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
Евротупик
« : 25.03.2010 11:24 »
Еще в прошлом году стало очевидно, что главной экономической проблемой в обозримом будущем станут повсеместные бюджетные дефициты и стремительно растущие долги государств. Спасая финансовый сектор, государства проявили неслыханную щедрость, а кризис привел к резкому сокращению налоговых поступлений. Соответственно, бюджетные расходы выросли, а доходы резко сократились. При этом темпы восстановления в развитых странах оставляют желать лучшего (т.е. и доходная часть бюджетов растет не так быстро, как хотелось бы), а выходить из экстренного режима финансирования экономики государства не торопятся, опасаясь новой волны кризиса.

Соответственно, проблемы банков (даже самых крупных) отошли на второй план, и все внимание привлечено к государственным финансам. Сначала всех заставил изрядно понервничать Дубай, теперь вот Греция, которую нужно спасать от дефолта, причем делать это нужно срочно – уже на апрель приходятся крупные выплаты по греческим гособлигациям.

Как помочь Афинам, думает весь Евросоюз. Саммиты сменяются встречами министров финансов, и длится это уже не первый месяц. Однако действенного механизма так пока никто и не предложил. «Евролокомотив» – Германия – упорно отказывается взваливать на себя бремя греческих проблем, что совершенно неудивительно.

Во-первых, кризис ударил и по немецкой экономике. Это уже привело к росту протестных настроений. Забастовки железнодорожников сменяются забастовками авиадиспетчеров. Помощи требуют автомобильные концерны и судоверфи. И, согласись правительство Ангелы Меркель в этих обстоятельствах потратить лишний евроцент на залезших в долги соседей, этому правительству недолго останется руководить Германией.

Во-вторых, Меркель прекрасно понимает, что Греция – это только начало. Создай она прецедент, и завтра в очередь выстроятся Португалия, Ирландия, Испания, а там и Италия подтянется. Уже в начале этого года экономисты придумали новую аббревиатуру – PIGS (свиньи) – для обозначения группы стран - потенциальных банкротов. Входят в PIGS Португалия, Ирландия, Греция и Испания, причем место Ирландии в любой момент может занять Италия. Другие экономисты, махнув уже рукой на Грецию, говорят о «шестерке» STUPID (глупый), в которую входят Испания, Турция, Великобритания, Португалия, Италия и Дубай. Они в любой момент могут стать новыми грециями.

Включение Лондона в группу «неудачников» – знак чрезвычайно тревожный, свидетельствующий о том, что у инвесторов остается все меньше уверенности в том, что вчерашние мировые лидеры найдут способ решить проблему госдолга, которая для любой страны поменьше давно закончилась бы дефолтом.

Возвращаясь к проблемам Еврозоны, в которую Великобритания не входит, следует отметить инициативу главного экономиста Deutsche Bank Томаса Майера и главы брюссельского Центра европейский политических исследований Даниэля Гросса, которые предложили создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) – аналог МВФ – для решения проблем членов Евросоюза, нуждающихся в финансовой помощи.

Идею поначалу с восторгом приняла канцлер Германии Ангела Меркель, поддержали Франция и Еврокомиссия. Однако в Европе, с ее бюрократическими процедурами и сложным механизмом принятия ключевых решений, подобного рода фонд может рождаться годами и ко времени своего появления на свет окажется уже никому не нужен.

Но и это не главная проблема ЕВФ. Идея регионального антикризисного фонда не нова. В прошлом году свой «маленький МВФ» – Азиатский антикризисный фонд – создали страны Юго-Восточной Азии, есть что-то похожее на Ближнем Востоке. Даже Россия принимает участие в одном из подобного рода образований, согласившись профинансировать три четверти Антикризисного фонда ЕврАзЭс.

Если взглянуть на другие региональные антикризисные фонды, несложно заметить, что там присутствуют ключевые игроки с огромными накопленными золотовалютными резервами. И совсем незначительная часть этих резервов пошла на формирование фондов, призванных обеспечивать финансовую стабильность в регионе, вытаскивая мелких участников, размеры экономик которых несопоставимы с размерами доноров.

В Юго-Восточной Азии донорами служат Китай и Япония – страны, занимающие первое и второе место в мире по размерам своих резервов. В гораздо более мелком Антикризисном фонде ЕврАзЭс роль донора досталась России, для которой выделенные 7,5 миллиарда долларов – сумма скромная по сравнению с накопленными на 1 марта 436 миллиардами.

В Европе же на сегодняшний день потенциальных получателей денег ЕВФ гораздо больше, чем доноров. 20 из 27 стран Евросоюза имеют дефицит госбюджета выше 3% ВВП – предела, допустимого для 16 членов ЕС, перешедших на единую европейскую валюту и подписавших «Пакт стабильности» при переходе на евро. Даже Германия рискует в этом году превысить лимит бюджетного дефицита.

Кроме того, если еще совсем недавно прогнозы, предусматривавшие распад Еврозоны, любыми официальными лицами Европы с негодованием отметались, то сейчас настроения начинают меняться. В минувший четверг во время выступления в немецком парламенте Ангела Меркель пояснила, что подобное исключение следует рассматривать лишь как «последнее средство» – в случае постоянных нарушений маастрихтских критериев, определяющих условия приема государств в зону евро.

А еще канцлер Германии выступила против оказания быстрой помощи Греции, оказавшейся в бюджетном кризисе. В то же время она подчеркнула, что в ЕС не собираются никого бросать в трудную минуту, и призвала Грецию в полном объеме претворить в жизнь программу жесткой экономии.

Но Греция уже находится на грани социального взрыва. Одна общенациональная забастовка сменяет другую. Демонстрации в Афинах уже закончились уличными беспорядками и столкновениями с полицией. И режим жесткой экономии, который прописали Греции министры финансов зоны евро, может вообще привести к коллапсу греческой экономики.

Ситуация выглядит тупиковой. Если еще совсем недавно казалось, что, поиграв на нервах инвесторов и опустив курс евро до приемлемых для европейских экспортеров уровней, лидеры Объединенной Европы предложат детальный и четкий план спасения аутсайдеров, то сейчас надежд на это все меньше.

Максим Блант

Ежедневный Журнал

Оффлайн warlam

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 285
  • +10/-2
    • Просмотр профиля
Удушение Европы
« Ответ #1 : 02.04.2010 09:06 »
Прицеливаясь в евро, американцы преднамеренно вели Грецию к дефолту. Европейцы требуют расследования

Все происходящее сегодня в Греции мировые СМИ называют трагедией. Аналогия более чем уместная. В эллинистической мифологии, как известно, есть такое действо, как жертвоприношение агнца: (tragos). А "трагедия" - "песнь козлов". Не углубляясь в античную историю, зададимся вопросом: кто сегодня, на пике охватившего Европу кризиса, выступает в роли козла отпущения? Ответ парадоксален: им оказалась отнюдь не Греция, или по крайней мере не только она. Платить по ее счетам придется Франции и Германии. В ином случае под ударом окажется финансовый фундамент Старого Света - зона евро. В совместном письме президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер уже обратились в Евросоюз с требованием расследовать спекулятивную аферу с кредитно-дефолтными свопами (CDS), где засветились крупнейшие американские инвестиционные компании. Ведущие европейские политики предлагают чуть ли не запретить хедж-фонды, если выяснится, что сделки со свопами серьезно повлияли на способность Греции рефинансировать ее долги. Иными словами, обращение Эллады к мировому сообществу принять меры против финансовых спекулянтов было услышано. И дело пахнет настоящим политическим детективом.

Долги тяжкие

Как заявил на днях один из руководителей американского инвестбанка Goldman Sachs Джеральд Корриган, он не жалеет ни о чем. Банкира можно понять: деньги через его структуру, партнером которой стал Национальный банк Греции, прокачивались немереные...

Начало истории тянется с 2001 года, когда Греции разрешили войти в зону евро при условии, что в течение двух ближайших лет она приведет в порядок свои госфинансы. Согласно установленным европейцами правилам дефицит бюджета и внешний долг стран - участниц зоны евро не могут превышать соответственно 3 и 60 процентов ВВП. Греция, много лет находившаяся под диктатурой "черных полковников" и считавшаяся одной из наиболее бедных стран на континенте, не соответствовала этим жестким критериям. По большому счету от Афин требовалось отказаться от привычки одалживаться по любому поводу. Но по одежке протягивать ножки у греков никак не получалось. И они отправились в Нью-Йорк.

Предложение, от которого невозможно было отказаться, первыми сделали банкиры из Goldman Sachs. В 2001 году они посулили греческому правительству ссуду на два с лишним миллиарда евро. Все шито-крыто. В статистику официального госдолга, отслеживаемого еврокомиссией, эти деньги не попали, поскольку оформлялись как валютные свопы (обмены).

В такой операции на тот момент не было, по брюссельской логике, ничего противозаконного (первые попытки регламентировать практику свопов предприняты властями Евросоюза только в 2008 году). Более того, к подобной операции в первые годы существования евро прибегали и французы, и итальянцы, и испанцы... Но у них эти игры носили разовый характер, а греки играли азартно и системно. Эти сделки обходились им куда дороже, чем обыкновенный кредит: комиссию за ту первую операцию 2001 года Афинам придется выплачивать аж до 2037-го! Но главное было сделано: деньги в греческую казну потекли, накачивая госбюджет заемными средствами.

"Если выяснится, что те же банки, которые подвели нас к краю пропасти, помогали Греции фальсифицировать статистику, это станет настоящим скандалом", - заявила Ангела Меркель. Немецкий канцлер озвучила лишь часть правды. Вслед за Афинами схожие проблемы, пока и не в такой острой форме, могут появиться и у других южноевропейских стран - членов ЕС. Не зря их объединяют в континентальной классификации вместе с Грецией в группу с названием PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания). Государственный долг у них стремительно увеличивается, перспективы роста экономики выглядят туманными...

"Проблема, в центре которой оказалась сегодня Греция, политическая. Великобритания не намерена переходить на евро, а Соединенные Штаты потирают руки, видя, как положение на континенте все больше дестабилизируется. То есть Goldman Sachs, Merril Lynch и прочие Morgan Stanley не более чем инструменты воздействия Америки на страны с такой уязвимой экономикой, как Греция, а через это и на Европу", - признает греческий экономический аналитик Александрос Папарсенос. Все вышеназванные финансовые институты были партнерами греческих властей. И это тесное сотрудничество принимало формы весьма специфические.

Сердце империи

Власти Евросоюза после скандала вокруг греческих долгов грозят провести расследование деятельности спекулянтов, фактически подставивших Афины под дефолт. Впрочем, основные фигуранты и события этого финансово-политического детектива известны уже сейчас. Игрок номер один - Джордж Сорос, американский миллиардер венгерского происхождения, глава одного из крупнейших хедж-фондов. По одной из версий еще в конце минувшего года он произнес ключевую для инвесторов фразу: "Евро должен вернуться к паритету с долларом". Как в воду глядел. За три месяца греческого кризиса евро потерял едва ли не шестую часть своего веса. А сколько на этом заработали финансовые спекулянты, остается только догадываться.

Против Эллады играет пул инвесторов из лондонского Сити. Его возглавляет финансист Джон Полсон (тоже, кстати, американец). Он сбил команду из 20-30 испытанных "бойцов", предпринявших массированную биржевую атаку против греческой экономики.

"Рынок свопов никем не регулируется и совершенно мутен, - пишет парижская Liberation. - Лишенные брезгливости финансисты поставили перед собой цель посеять панику вокруг Греции и, спекулируя на рынке, заставить ее брать новые кредиты под еще большие проценты". Кстати, о процентах. По данным французских СМИ, каждый новый процентный пункт, добавляемый из-за паники к ставке по греческим долговым обязательствам, стоит как минимум 22 миллиарда евро.

А ставки стремительно растут, поскольку рейтинговые агентства не преминули перевести Элладу в табеле о рангах из приемлемой категории А- в непочетный градус ВВВ+. "Мне очень хотелось бы знать, в чьих интересах работают сеющие панику рейтинговые агентства, - вопрошает Мартин Шульц, президент группы социалистов в Европарламенте. - Ведь от их оценок зависит, с какой степенью жесткости осуществляется спекулятивный прессинг". Вряд ли стоит уточнять, что крупнейшие хедж-фонды и мировые рейтинговые агентства контролируются из Нью-Йорка и Лондона.

Механизм удушения Греции, а вместе с ней и Евросоюза относительно прост. Рейтинговые агентства, понижая суверенный рейтинг, раскачивают рыночную лодку. Хедж-фонды снимают пенки, покупая-продавая так называемые кредитно-дефолтные свопы - страховки от неплатежеспособности той или иной страны-должника. Этот рынок огромен - по некоторой информации, объем находящихся в обороте кредитно-дефолтных свопов сравним с годовым ВВП всего мира - и крайне доходен. Наконец, имеется третий игрок - американские инвестиционные банки, которые кредитуют целые государства. В данном случае Грецию. Они зарабатывают, финансируя и греческий бюджет, и спекулятивные игры хедж-фондов.

При этом расчет участников этой финансовой спецоперации абсолюно беспроигрышен. Даже если Греция решит отказаться платить по долгам, инвесторы внакладе не останутся. Валютные бреши в Евросоюзе придется затыкать немцам с французами. Чтобы защитить еврозону от распада, они по сути дела уже согласились заплатить по греческим долгам. Как написал лондонский The Guardian, Берлин и Париж готовятся выложить Афинам как минимум 25 миллиардов евро. И это лишь в качестве первого транша. Как и когда он будет проведен, вопрос особый, технический. Но он непременно будет решен. Иначе мир ждет финансовый апокалипсис. А как иначе расценить дефолт эмитента второй резервной валюты мира? Ведь Греция имеет свою долю в ЕЦБ и, соответственно, в европейском печатном станке. Как подытожил финн Олли Рен, еврокомиссар: "Если Греция станет банкротом, будет нанесен удар по кредитоспособности всего Евросоюза. Евро - это не просто валюта, а сердце европейского политического проекта". По сути, сердце европейской империи. И она его будет защищать любой ценой.

QROK.NET

НАИВНЫЙ-FX

  • Гость
Re: Евротупик
« Ответ #2 : 03.04.2010 15:55 »
Европейский Союз: тенденции

Испания: от кризиса "экономики кирпича" до кризиса национальной экономики
   
Экономический кризис в Испании, о неизбежности которого давно говорили серьезные экономисты, наступил во второй половине 2008 года. С одной стороны он стал следствием мирового экономического и финансового кризиса, но с другой, как утверждают специалисты, он все равно наступил бы, хотя, возможно, несколько позже. Дело в том, что в 90-е годы прошлого и начале этого века испанская экономика в основном развивалась за счет строительного бума, прежде всего в прибрежных районах страны. В Испании бум получил название "экономика кирпича".


Под Барселоной, Валенсией, Мурсией, на южном Солнечном побережье, под Кадисом как грибы после дождя росли новые гостиницы и жилые дома, предназначенные на продажу гражданам Испании и иностранцам. Спрос на жилье в благоприятном испанском климате среди пенсионеров из стран северной и центральной Европы, а позднее среди богатой прослойки из восточноевропейских стран, включая Россию, увеличивался устойчивыми темпами. Рост спроса способствовал росту предложения. Испанское побережье постепенно покрывалось бесчисленными районами жилищной застройки, многие из которых зимой превращались в необитаемые города- призраки. Одновременно спрос порождал безудержный рост цен, способствовавший получению испанскими застройщиками и продавцами недвижимости баснословных прибылей. Часть из них шла в государственную казну в виде налогов, уплачиваемых в национальный бюджет и в бюджет муниципальных органов. Часть шла на подкуп местных должностных лиц, дававших разрешение на новые и новые застройки. Часть доходов способствовала обогащению банков, застройщиков и продавцов недвижимости.


Массовое строительство как магнит притягивало в Испанию иммигрантов из слаборазвитых стран, которых в силу дешевизны иностранной рабочей силы с удовольствием и часто нелегально использовали местные строительные компании. Такая ситуация, похоже, устраивала всех. Это сейчас правительство и местные власти говорят о пагубном влиянии создавшегося в строительной отрасли финансового "пузыря" и даже отваживаются употреблять по отношению к застройщикам и продавцам жилья такие слова, как "спекуляция" и "алчность". Однако еще три года назад, несмотря на предупреждения экономистов о недопустимости столь однобокого развития национальной экономики, ни правительство, ни местные органы власти не предпринимали никаких мер для изменения сложившейся ситуации.


Именно в годы строительного бума Испания, похоже, потеряла шанс своевременно модернизировать свою экономику, направив ее по инновационному пути развития. В те годы, когда ежегодный прирост испанской экономики составлял более 4 проц., а рост занятости превышал 5 проц. в год, Испания провозгласила себя "восьмой экономикой мира", не желая видеть то, что ее экономическое благополучие было "колоссом на глиняных ногах".


Далее произошло то, что должно было произойти. В 2008 году в Испании под влиянием высоких цен на нефть, вызвавших рост стоимости жизни, а также мирового экономического кризиса начал падать спрос на жилье. Образовался огромный резерв непроданных квартир и домов, который к концу 2009 года достиг цифры в 1,5 млн единиц. Строительные компании лишились доходов, что привело к объявлению о неплатежеспособности целого ряда из них, в том числе таких крупных, как "Мартинса-Фадеса", "Абитат", "СЕОП" и другие. Эти компании перестали выплачивать банковские кредиты. В условиях отсутствия заказов начало лихорадить промышленность строительных материалов. Повсеместно стали закрываться агентства по продаже недвижимости. Последовали массовые увольнения, особенно среди успевших получить вид на жительство и не собирающихся возвращаться на родину иммигрантов. При этом ни один из владельцев строительных компаний и агентств по продаже недвижимости не был привлечен к ответственности, никто не ставил перед ними вопрос о происхождении построенных ими в годы строительного бума роскошных вилл и накопленных на личных счетах миллионах.


По данным Банка Испании задолженность испанских застройщиков жилья по банковским кредитам увеличилась в 2009 году почти вдвое и достигла астрономической цифры в 32 млрд 533 млн евро, что составляет 10,9 проц. от общей суммы выданных кредитов. Другими отраслями, где задолженность по банковским кредитам выросла в прошедшем году вдвое, стали гостиничное хозяйство и транспорт, где она достигла цифры в 1 млрд 200 млн евро. Однако абсолютный рекорд по задолженности банкам установил сектор торговли недвижимостью, в котором за последние 2 года она выросла в 6 раз, составив сумму в 11 млрд евро.


Руководители испанских банков уже не раз публично заявляли о том, что значительную часть предоставленных строительным компаниям и агентствам по продаже недвижимости кредитов не удастся вернуть никогда. Может быть, поэтому даже казавшаяся неподвластной кризису банковская система Испании начала давать сбои. По итогам 2009 года 9 банков и 2 сберегательные кассы оказались убыточными. Правда, пока речь идет или о небольших банках, или о филиалах иностранных кредитных домов, например "Барклайс" или "Ситибанк". А вот потери двух испанских сберегательных касс –"Каха Сур" и "Каха Кастилия-Ла-Манча" – оказались столь велики, что государству пришлось в срочном порядке спасать их от банкротства.


Доходы остальных сберегательных касс сократились в 2009 году на 35 проц. В целях стабилизации финансового положения региональных сберегательных касс, которые в стране по традиции играют очень важную роль не только в обслуживании клиентов, но и в обеспечении политических интересов региональных элит, правительство и Банк Испании взяли курс на их слияние-укрупнение. Причем порой это достигалось с помощью административных рычагов, потому что, как заявил управляющий Банка Испании Мигель Анхель Фернандес Ордоньес, "в условиях острого экономического кризиса спасение банковской системы страны важнее мнения отдельных региональных руководителей".


Что касается крупных банков, то ситуация с ними выглядит намного благополучнее. По словам президента Ассоциации испанских банков Мигеля Мартина, "ни один крупный испанский банк не потерпит убытков в 2010 году". По итогам прошедшего года все ведущие финансовые учреждения страны добились "приемлемой в условиях кризиса" прибыли, а крупнейший валютный дом "Сантандер" получил прибыль в размере почти 9 млрд евро, что практически равняется прибыли всех остальных местных банков вместе взятых.


По данным Национального института статистики, безработица в Испании в 2009 году выросла на 1,1 млн человек, достигнув цифры 4 млн 326 тыс 500 безработных, что составляет 18,83 проц. трудоспособного населения страны. Более четверти безработных являются иммигрантами. В процентном отношении Испания занимает второе место в ЕС по количеству безработных после Латвии. Чтобы как-то смягчить последствия резкого роста безработицы правительство пошло на выплату дополнительных пособий по безработице, а также выделило более 10 млрд евро на осуществление различных проектов по благоустройству городов, до которых раньше у местных властей никогда не доходили руки.


Судя по тому, что одним из условий выделения денег на осуществление этих проектов является обязательство муниципалитетов разместить щиты с информацией о том, что работы производятся на средства, выделенные центральным правительством, этой мерой социалисты преследуют также цель привлечь голоса избирателей. Однако другой стороной этой же медали является то, что выделенные на борьбу с безработицей средства, а также повышение в 2009 году на 4,4 проц. зарплаты государственных служащих способствуют увеличению дефицита государственного бюджета, достигшего к концу 2009 года 11,2 проц. ВВП, против чего в первую очередь должно было бы бороться правительство. Так возникает замкнутый круг, в котором правительство порой вынуждено жертвовать интересами оздоровления экономики.


Естественно, экономический кризис больно ударил по благосостоянию наемных работников. По данным Национального института статистики, доходы 19,5 проц. граждан и иммигрантов не превышают официально установленный в стране порог бедности. 13,7 проц. испанских семей – на 1,5 проц. больше, чем год назад – едва доживают на получаемую зарплату до конца месяца. 7,2 проц. из них вынуждены задерживать оплату кредитов и коммунальных услуг. Даже те, кто не потерял работу и продолжает получать достойную зарплату, теперь тратят меньше, чем раньше. Индекс потребления в Испании в 2009 году снизился на 3,5 проц. Это связано с неуверенностью в завтрашнем дне, с боязнью безработицы и опасением, что экономическая ситуация в стране станет еще хуже. Поэтому не случайно, что доверие населения к нынешнему правительству социалистов упало за последний год на 19 проц. Тот же Национальный институт статистики сообщает, что сегодня более 42 проц. испанских избирателей проголосовали бы на выборах за оппозиционную Народную партию и только 36 проц. – за социалистов.


Это вынуждает правящую Испанскую социалистическую рабочую партию принимать срочные меры по преодолению экономического кризиса. До всеобщих выборов осталось менее двух лет, и за этот срок правительству социалистов, если оно хочет остаться у власти, необходимо добиться стабилизации экономического положения в стране. По расчетам министерства экономики, в Испании после снижения в прошлом году ВВП на 3,1 проц. в этом году этот показатель должен составить 0,3 проц., а в будущем выйти на положительные величины. В январе впервые за последние полтора года на 1,1 проц. выросло промышленное производство. Страна пообещала партнерам по ЕС к 2013 году сократить дефицит своего бюджета до 3 проц., как этого требуют нормативы Евросоюза.


Большинство специалистов сходятся во мнении, что сделать это будет чрезвычайно трудно, однако правительство, подготовив план реформирования национальной экономики и пакет мер по сокращению государственных расходов, настаивает на возможности выполнить обещанное. С этой целью оно намерено на 50 млрд евро сократить расходы по линии центрального бюджетного финансирования, а также поставить вопрос перед органами власти автономных областей о сокращении их расходов еще на 10 млрд евро.


При этом правительство обещает сохранить основные социальные программы и гарантировать благосостояние трудящихся. На какие средства предполагается это сделать? Оно уповает, прежде всего, на повышение НДС с 16 до 18 проц., которое произойдет в июне этого года. В близких к правительству кругах поговаривают также об очередном повышении налогов на бензин, алкоголь и табак. Руководство страны сознает, что для модернизации национальной экономики необходимо увеличить кредитование инновационных отраслей промышленности. Поэтому оно открывает государственную линию кредитования проектов в области информационных технологий, биотехнологий, аэрокосмической отрасли. Одновременно будет оказана помощь кредитами традиционным отраслям испанской экономики – сельскому хозяйству и туризму. Льготные кредиты размером до 200 тысяч евро будут предоставляться малым и средним предприятиям. С целью оживления строительной индустрии будут применены налоговые льготы в сфере реконструкции жилищного фонда, начата реализация программы энергосбережения в принадлежащих государству зданиях и сооружениях.


Для того, чтобы придать этим мерам большую легитимность, правительство настойчиво ведет переговоры с входящими в испанский парламент политическими партиями, предлагая им заключить пакт по спасению национальной экономики. Однако пока у большинства политических партий, особенно у ведущей оппозиционной Народной партии, которая спит и видит падение правительства пусть даже ценой ухудшения экономического положения в стране, идея заключения пакта, который бы означал раздел ответственности, особого энтузиазма не вызывает.


Все указанные выше меры, по мнению чиновников, позволят Испании начать выходить из кризиса и создадут основу для структурной перестройки национальной экономики. Кстати, правительство уже почти год говорит о необходимости структурной перестройки экономики на принципах внедрения инновационных технологий и даже объявило о принятии соответствующего пакета мер, однако их конкретное содержание до сих пор не обнародовано, в то время как оппозиция называет этот пакет мер "легковесным и незначительным".


Как бы то ни было, руководство страны уверено, что Испанию ни в коем случае не ждет судьба Греции, экономику которой теперь приходится спасать всем миром. Правительство ссылается на прочность испанской банковской системы и своевременность принятых мер по сокращению дефицита государственно бюджета, которые получили полное одобрение Европейской комиссии. В подтверждение своей уверенности в благополучном развитии испанской экономике, а может быть в силу ответственности, налагаемой на Испанию ее председательством в ЕС, правительство даже заявило о готовности весомого участия в спасении экономики Греции.


Ближайшие месяцы покажут, смогут ли социалисты добиться реального улучшения положения в национальной экономике и тем самым выполнить обещания перед собственными налогоплательщиками и европейскими партнерами. Если этого не произойдет, то через два года в Испании будет другое правительство, перед которым, однако, встанут прежние очень непростые проблемы внедрения инновационной модели развития страны, к которой ни испанская экономика, ни менталитет местных предпринимателей пока не готовы.

Источник: По материалам ИТАР-ТАСС