22:01:10 10:33
Осторожно, пузырь
Рынки слишком сильно зависят от нерациональных государственных стимулов. Так дальше продолжаться не может
Эффект легких денег поразителен. Год назад инвесторы пребывали в панике и говорили о новой Депрессии. Сейчас мировой индекс цен на акции MSCI более чем на 70% выше минимума, зафиксированного в марте 2009г. Это в основном обусловлено снижением процентных ставок до 1% и ниже в Америке, Японии, Великобритании и Еврозоне, что побудило инвесторов перевести свои деньги из наличности в рисковые активы. Несмотря на прошлогоднюю панику, стоимость активов никогда не опускалась до уровней, ознаменовавших максимальное падение на других медвежьих рынках, и сегодня благодаря всплеску активности, цены на некоторых рынках снова растут. На американском рынке жилья, цены устанавливаются практически по справедливой стоимости на основании рентного дохода, однако его стоимость переоценена почти на 30% в Британии и на 50% в Австралии, Гонконге и Испании. Фондовые рынки большинства стран по-прежнему не доходят до своих рекордных максимумов. На американском рынке отмечен спад почти на 25% ниже уровня, достигнутого в 2007г. Однако рынок все же почти на 50% переоценен с учетом наиболее эффективного долгосрочного показателя, используемого для коррекции прибыли с целью поддержания экономического цикла, и находится на том же уровне, что и с два из четырех максимальных показателей 20 века, 1901г. и 1966г. Центральные банки считают такое рыночное ралли благоприятным последствием внедрения своей политики. В 2008г. падение на рынках привело к образованию порочного круга из непогашенных долгов и продаж по сниженным ценам со стороны инвесторов, что вызвало дальнейшее падение цен на активы. Откат на рынке был необходим для стабилизации экономики в прошлом году, однако сейчас многие опасаются образования пузырей.
Постоянно надувающиеся пузыри?
Помимо высокой стоимости активов, двумя классическими признаками надувания пузыря являются быстрый рост объемов кредитования в частном секторе и вспышка общественного энтузиазма в отношении определенных активов. Однако ничего подобного не происходит. Но чем дольше в мире сохраняются практически нулевые процентные ставки, тем выше опасность появления пузырей - вероятнее всего на развивающихся рынках, рост которых вселяет в инвесторов оптимизм, а привязка валют обеспечивает внедрение свободной монетарной политики, а также в сырьевом сегменте. У центральных банков существует ряд инструментов, которые могут использоваться для предотвращения разрастания пузырей. Принуждение банков к повышению коэффициента достаточности капитала может сдержать спекулятивную активность. Как недавно заметил Бен Бернанке, председатель ФРС, повышение цен на жилье в Америке можно было бы ограничить за счет более эффективного регулирования банков. Наиболее действенным средством, конечно же, является процентная ставка. Однако центральные банки настороженно относятся к его использованию для сдувания пузырей, поскольку это также может остановить рост. И учитывая, что сейчас мировая экономика находится в ослабленном состоянии, они справедливо отказываются от повышения процентных ставок в данный момент. Но даже если правительства посчитают, что риск, связанный с повышением ставок, выше риска их сохранения на низком уровне, у инвесторов все же остается много причин для беспокойства. Проблема не только в высокой по сравнению с историческими мерками стоимости. Дело еще и в неприемлемости нынешнего сочетания высоких цен на активы, низких процентных ставок и крупных финансовых дефицитов. Процентные ставки будут оставаться низкими только при условии сохранения медленных темпов роста. Однако в случае медленного экономического роста прибыль будет образовываться недостаточно быстро для обоснования текущей стоимости акций, а рост доходов будет недостаточным для обоснования существующего уровня цен на жилье. С другой стороны, если рынки правы в отношении перспектив экономического роста, и нынешнее восстановление является устойчивым, то правительства уменьшат объем дешевых денег к концу года.
Никакого смысла
Однако финансовая политика может поставить нас в условия неоправданного риска. Многие правительства отреагировали на кризис, перенеся долговое бремя из балансовых отчетов частного сектора в свои собственные. Это привело к образованию огромной дыры в государственных финансах. Например, дефициты в Америке и Британии, составляют более 10% от ВВП. Пока что правительствам наиболее развитых стран удавалось достаточно легко финансировать эти дефициты. В начале кризиса инвесторы с радостью стали искать защиты в сегменте государственных облигаций. Затем центральные банки вернулись к политике количественного ослабления, т.е. созданию денег. Например, Банк Англии приобрел бумаги на сумму, равную годовому финансовому дефициту. Однако некоторые признаки указывают на то, что интерес инвесторов к государственному долгу может быть почти удовлетворен, так как они подумывают об огромной сумме государственных облигаций, которые будут выпущены в этом году, и об окончании программ количественного ослабления. Доходность 10-летних казначейских облигаций и британских гарантированных ценных бумаг с конца ноября выросла больше чем на полпроцента. Инвесторы (наряду с журналистами) хотели бы, чтобы правительства раскрыли свои планы по уменьшению дефицитов в среднесрочной перспективе, уделяя особое внимание сокращению расходов, а не повышению налогов. Однако политики опасаются возможной реакции избирателей, не говоря о краткосрочных экономических последствиях финансового ужесточения, и не хотят называть сроки таких сокращений. Рынки уже протестировали способность самых слабых правительств нести бремя своих долгов. Дубай был вынужден обратиться за помощью к своему богатому соседу Абу-Даби. В Еврозоне возникли сомнения относительно желания Греции внедрить жесткую экономическую политику. Скорее всего, избиратели будут недовольны той ценой, которую придется заплатить за уменьшение государственных дефицитов, особенно если основной целью будет выплата средств иностранным кредиторам. Это приведет к валютным кризисам и межнациональным спорам, как в случае разногласия между Исландией, Британией и Нидерландами из-за выплаты компенсаций вкладчикам исландских банков. Такие споры приведут к новым вспышкам волатильности на рынках. Инвесторам, прельстившимся заниженной стоимостью активов по сравнению с максимальными уровнями, стоит помнить, что она может падать еще очень долго. Японский фондовый рынок по-прежнему торгуется на четверть позиций ниже уровня, достигнутого 20 лет назад. Показатели торговли на NASDAQ на половину ниже уровней, зафиксированных во время бума доткомов. Сегодня цены на многие активы поддерживаются за счет нерациональных финансовых и монетарных стимулов. Что-то должно произойти.
По материалам издания The Economist
Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс