Во вторник в России "американец" обновил годовые минимумы, опустившись ниже 29,2 рубля. А на мировых торгах ведущая пара евро-доллар почти вплотную подобралась к заветной отметке в 1,5. Падать родной валюте помогает глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке, который накануне объявил, что эра дешевых денег еще не закончилась и процентные ставки в Америке останутся на нуле еще какое-то время. И все это, несмотря на огромные усилия европейцев, которые всеми силами стараются поддержать доллар. Парадокс? Вовсе нет. "Известия" решили разобраться в хитросплетениях мировой валютной политики и выяснить, на что стоит делать ставку.
Их бьют - они крепчаютВо время кризиса работает такой механизм: чем дешевле валюта той или иной страны, тем лучше чувствуют себя тамошние производители, ведь им легче конкурировать с зарубежными поставщиками. И тут на данный момент у доллара конкурентов нет. Европа, конечно, долго терпела слабеющую американскую валюту, наблюдая, как своя крепнет не по дням, а по часам и затягивается петля на шее местных бизнесменов. И дотянула до того, что очертания ориентира в 1,5 по паре евро-доллар, который считается для Старого Света критическим, четко проступили на горизонте.
А все почему? Да потому, что если уж и есть альтернатива доллару, так самый первый претендент на эту роль - евро. Так решили спекулянты и начали усердно вкладываться, задирая стоимость европейской валюты. Первые вялые попытки сдержать такой напор предпринял глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише. Он старался убедить всех, что, мол, евро в принципе не создавался в качестве резервной валюты. И ведь не покривил душой: так написано в уставе ЕЦБ. Ведь если евро станет мировой резервной валютой, то весь букет проблем, которые влечет за собой подобная почетная миссия, ему обеспечен. Но на тот момент рынок переварил стенания Трише без последствий.
Но, видимо, на этой неделе спекулянты решили разнообразить свою жизнь, и доллар начал неделю с небольшого отскока вверх. В качестве информповода была выбрана встреча Еврогруппы (так в просторечии именуются министры финансов стран - членов ЕС, входящих в еврозону). Безусловно, никто не ожидал от мероприятия сенсаций, но грех было не воспользоваться ею для того, чтобы раскачать рынок и на этом подзаработать.
Поддержи конкурента - спаси себяКак и ожидалось, ничего революционного для спасения своей валюты министры финансов в компании с ЕЦБ не предложили. Ограничились тем, что высказали поддержку доллару. Жан-Клод Трише сообщил, что европейские страны имеют "законный интерес в устойчивой и стабильной валютной системе". Таким образом, представители европейских финансовых кругов слились в едином порыве с американскими коллегами, которые также регулярно декларируют заинтересованность в крепости своей валюты.
Правда, те же американцы делают все, чтобы эти заявления так и оставались лишь на устах. Вот и сейчас весь пафос выступления европейского визави сбил глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке, который заявил, что его сильно беспокоит дефицит американского бюджета, так что с этим обязательно нужно что-то делать. А уж какая, простите, сильная валюта может быть у страны с дырявой казной? Но и этого мало. Не забыл Бернанке упомянуть о том, что рецессия в США к сентябрю "с технической точки зрения завершилась", а ставки в стране могут оставаться около ноля еще длительное время ("Известия", кстати, писали об этом на прошлой неделе). Евро был добит окончательно: его курс моментально стал расти.
При всем богатстве выбора альтернативы нетЧиновники Старого Света в ответ на это приняли нестандартное решение - паковать чемоданы и большой делегацией отправляться в Китай. Экономические руководители стран еврозоны сообщили, что намерены до конца года посетить Поднебесную, чтобы попытаться убедить Пекин изменить политику по искусственному обесцениванию местной валюты. Экономисты Еврогруппы считают, что китайские власти намеренно занижают курс юаня для создания несправедливого преимущества при экспорте своих товаров.
Не чем иным, как жестом отчаяния, это назвать нельзя. Ведь попытки заставить Китай, если так можно выразиться, дооценить свою валюту не приводят ни к чему уже многие годы. Кстати, во главе движения за сильный и свободный юань традиционно выступают американцы, для которых валютные турне в Поднебесную вошли в добрую традицию.
- Думаю, что это вызвано политическими мотивами, - считает директор центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. - Торговля в Европе вполне самодостаточна, поэтому им в значительной степени безразличен курс юаня.
Можно, конечно, пытаться искать ответ в конспирологических теориях, если бы речь не шла о финансовой системе еврозоны, которая чрезвычайно забюрократизирована и неповоротлива. Тем не менее...
- Трудно понять, чего европейцы хотят добиться от Китая, - недоумевает директор Центра макроэкономических исследований "БДО Юникон" Елена Матросова. - Возможно, для ЕЦБ важно, чтобы кто-то в мире сформировал повышенный спрос на свою валюту, чтобы уменьшить давление на евро. Но не совсем понятно, как это можно осуществить на практике, так как не создано рынков, финансовых инструментов, номинированных в юанях.
К тому же юань не является конвертируемой валютой в полном смысле этого слова. Да и резервной, несмотря на модные нынче поиски альтернативы доллару, тоже становиться не хочет. А кто хочет? Особо желающих - страны ALBA (латиноамериканский блок) в силу своего не очень высокого экономического веса не в счет - предложить на эту роль собственную денежную единицу нет. Научены горьким европейским опытом.
Держите его семероЧто дальше? Европейская валюта обречена на рост, пока США не начнут повышать процентные ставки. И тут уже не помогут ни вербальные, ни даже валютные интервенции (грубо говоря, масштабные скупки валюты) со стороны Европы. О последнем, кстати, речь сейчас вообще не идет. Страны с развитыми экономиками и самостоятельными (относительно, естественно) денежными единицами к такому методу воздействия на рынок прибегают не просто редко, а в исключительных случаях. Во-первых, и денег в резервах у них не столько, сколько у новых богатых государств. Во-вторых, смысла не имеет, потому что в лучшем случае эффект продержится несколько дней.
У рубля в плане роста тоже хорошие перспективы (другой вопрос - радует ли это отечественных производителей), пока цены на нефть штурмуют очередные высоты. Кроме того, падения курса нашей валюты не произойдет, пока наблюдается ралли на фондовом рынке, куда в большом количестве притекли "горячие" деньги.
Конечно, наш Центробанк в отличие от европейского собрата пытается сдерживать укрепление рубля не словами, а делами. Как сообщил на днях первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, с начала октября Центробанк купил около 8 млрд долларов. Что отнюдь не помешало американской валюте подешеветь вчера до 29,19 рубля.
- В ЦБ понимают, что в нынешней ситуации неизбежно укрепление рубля, поэтому будут лишь стараться сгладить этот процесс, - уверен Сергей Моисеев. - Возможно, в конце года из-за наплыва бюджетных расходов рубль может подешеветь, а доллар подорожать до 31 рубля. Но в следующем году опять продолжится рост, так как цены на нефть будут явно выше, чем ожидалось ранее, а тенденция к укреплению рубля носит долгосрочный характер.
Финансовые Известия