Доллара ужасная судьба Мои читатели знакомы с моим прогнозом, что доллар США находится в смертельном пике. Америка трагически несостоятельна, неспособна заплатить кредиторам не печатая доллары, увязла в трясине экономической депрессии. Часы тикают, отсчитывая время до кризиса доверия к доллару, до момента когда долларовый пузырь лопнет, как и все предыдущие пузыри. Основное отличие между этим пузырём и, скажем, пузырём на рынке недвижимости, состоит в том, что доллар США - основа мировой экономики. Когда он рухнет, после него останется вакуум, который должен быть заполнен.
Ведущие комментаторы часто обсуждают трех главных претендентов на роль заполнителя: евро, иена, или ренминби (валюта Китая, известная в разговорной речи как "юань"). Однако каждая из этих валют страдает от критических дефектов, которые делают их неготовыми исполнять роль резервной валюты после коллапса доллара. Когда дело доходит до существующих альтернатив доллару, кажется что мир попал бы из огня да в полымя.
Евро: обтрепавшиеся края. Евро - десятилетний эксперимент по объединению различных политических, экономических, и культурных интересов под крышей единой валюты, которую крепко держит в руках единый, очень влиятельный центральный банк.
Если c евро обращаться правильно, то такая валюта могла бы заставить правительства членов ЕС быть честными и добропорядочными, но это не тот мир, в котором мы живем. Вместо этого, безответственные в финансовом отношении участники, обсуждают вопрос угробления валюты при первом же признаке проблемы. Потому что, если бы у них были собственные валюты, они могли бы с помощью инфляции покрыть их обременительные государственные долги. Так что, для того чтобы сохранить евро, государства-кредиторы были сильно настроены на дотации должникам – даже при том, что такие меры нарушают механизм, который создал единую валюту.
Вопрос ставится таким образом: сколько времени намерены немцы (все еще помнящие о Веймарской гиперинфляции, и возвышение Третьего Рейха), продолжать печатать евро, чтобы заплатить долги расточительных греков? Сколько немецких политических деятелей придет к победе на выборах на обещаниях бесконечных дотаций и более высоких цен по всей Европе? Это - фундаментальный недостаток евро.
И, конечно же, Греция - не единственная проблема. Ирландия и Португалия соперничают за второе место в Европе по размерам задолженности. Испания, представляющая более чем 12 % ВВП еврозоны, видела, что доходность гособлигаций прыгнула с 4.1 % в начале 2010 до 6.6 % к концу года. Ставки процента в большинстве других стран еврозоны также повышались – ясный признак того, что еврозона играет все более и более рискованно.
Раскол Европы, когда Португалия, Ирландия, Греция, Испания могут фактически покинуть зону евро, будет весьма травмирующим событием. Такая перспектива подрывает уверенность в евро в то самое время, когда мир ищет направление дальнейшего движения.
Возможно, зрелая матёрая валюта, которая не колебалась бы так легко среди недавнего глобального финансового кризиса, была бы хорошим претендентом на роль мировой резервной валюты. Евро - и молод и имеет серьезные проблемы. Если меньше чем две дюжины стран являются слишком тяжелым бременем для него, то можем ли мы ожидать лучшие результаты, когда их станет двести?
Юань: капиталистическая страна, коммунистическая валюта Инвестиционное сообщество медленно возвращается к моему давнему энтузиазму по поводу удивительного роста Китая. Это не бездумный ажиотаж. Уж во всяком случае, я считаю, что многие все еще являются слишком пугливыми когда дело доходит до этого рынка. Все же те, кто вскакивают на подножку уходящего поезда, теперь объявляют китайский юань логическим преемником умирающего доллара. Но, в то время как Китай становится огромной экономической силой, самому юаню создает помехи коммунистическое прошлое его страны.
Во-первых: Китай осуществляет строгий контроль над движением юаня. Резервная валюта должна легко и свободно обмениваться с другими валютами. Но даже внутри самого Китая, нельзя обменять большое количество юаней на доллары или любую другую валюту.
Да, конечно, Китай не торопясь проводит реформы, чтобы уменьшить степень этого контроля, но надо помнить, что меры по контролю были приняты не просто так. Они позволяют Китаю подавлять покупательную силу юаня, и, среди всего прочего, искусственно поддерживают высокий экспорт. Если бы Китай позволил юаню торговаться свободно, то он потерял бы власть, которую он имеет над валютой, и, соответственно , - над своим народом.
Давайте помнить, что все, не обеспеченные золотом валюты, подвержены манипуляциям и инфляции. Народный банк Китая сообщил, о росте M2 на более чем 140 % за последние пять лет – почти полностью для поддержания устойчивого обменного курса с обесценивающимся долларом. Учитывая необузданную инфляцию, объединенную с обменными ограничениями и серьезной нехваткой прозрачности, юань просто не готов к тому чтобы стать первым.
Иена: черная дыра долгов Японская иена - третий участник международной валютной фиесты. У неё нет структурных рисков как у евро, но иена живет в обстановке огромного государственного долга. Отношение долга к ВВП в Японии является самым высоким среди развитых стран - 225 %, что предполагает огромный стимул к тому чтобы напечатать побольше иен для выплаты долга. Иена вынуждена существовать в этой долговой петле, которая делает её плохой альтернативой доллару, страдающего от той же самой болезни.
В тоже время, хотя я и полагаю, что Япония находится в намного лучшем положении чем другие, потому что она имеет положительный торговый баланс и потому что большая часть её долга находится внутри страны, иена - это все еще не настолько устойчивая валюта, с которой можно провести мировую торговлю.
Возможно, что еще более важно, - в мире делающем запасы иены, цена иены увеличилась бы во много раз. Это стало бы политически неприятным явлением в Японии, где экспортное лобби постоянно пытается понизить иену, чтобы повысить их продажи за границей.
Таким образом, объединённое воздействие этих двух факторов явно делает неосуществимым превращение иены в резервную валюту. Изменения в стоимости иены одновременно сделали бы долговые проблемы Японии более острыми и поставили бы под удар ее экспортную промышленность, это означает, что Япония, вероятно, больше не хочет принимать на себя ту роль, которую мы хотим, чтобы она играла.
Ремарка «в сторону»: если вы зададите в поисковике «Гугл» - "иена как резервная валюта", то он спросит "Вы имеете в виду: юань как резервная валюта?" Я предполагаю, что даже самая умная поисковая система в мире сомневается, что иена могла бы исполнять эту роль.
Самый простой ответ часто - самый лучший Как отлично сказал Дж.П.Морган Конгрессу в 1913 году - "золото – это деньги и ничего больше". Морган подразумевал, что золото было непревзойденным по своей эффективности средством сбережения и платежа.
Учитывая, что банк его тезки начал принимать физическое золото в слитках как имущественный залог контрагента ещё в прошлом феврале , то почему тенденция широкого возвращения к золоту должна считаться только какой-то отдаленной перспективой? Напротив, её нужно ожидать , по крайней мере потому, что любая другая валюта в этом плане будет существенно хуже.
Рынок – мощная вещь, и требует надежного платёжного средства. Требование настоящих денег не является только философским; оно исходит непосредственно от рынка. В истории человечества, от каждого нового претендента на роль платёжного средства торговцы всегда возвращались к чистому золоту и серебру. Это не первый эксперимент в системе бумажных денег, и не первое широко распространенное снижение качества денег. Действительно, уроки истории настолько глубоко впечатлили наших начитанных Отцов-основателей, что они включили в Конституцию следующие ясные слова: "Никакой штат не должен... делать никакую Вещь, но только золотую и серебряную Монету Средством по Оплате Долгов".
В то время, когда схраняется вероятность того, что другая, не обеспеченная золотом, валюта, поднимется чтобы занять место доллара, и, таким образом, продолжит этот иррациональный эксперимент с бесполезными деньгами; определённые признаки, имеющиеся сегодня в большом количестве, заставляют меня думать, что такая вероятность становится всё меньше и меньше. Вместо этого я вижу знаки, что мир на головокружительной скорости движется обратно к золоту .
Это - возвращение к нормальному состоянию и оно имеет много положительных эффектов для мировой экономики. И конечно же, - это тенденция, которую мы можем приветствовать и получать от неё прибыль.
“The Daily Bell”, США - 02 июня 2011 г.
"After the Dollar: What Comes Next?"Переводика